01.02.2011

Женщина (глава -17)

Глава17                                
 Если я спрошу у миллиона людей:
- Может ли женщина состояться без жизни в искусстве?
Миллион людей ответит мне, что конечно может. Масса девочек, девушек женщин не прикасаются к струнам гитары или скрипки, в глаза никогда не видели краски и кисти, совершенно не интересуются рукоделием, равнодушны к стихам и музыке и прекрасно при этом себя чувствуют.

Так ответят мне миллионы тех, кто не знает, как горько одиночество женщины, которая никогда не перелистывала стихи Марины Цветаевой и не дышала вместе с ней в рифме её шедевров. Как страшно было ей идти по жизни в обтянутой жесткой ткани джинсов, не умея сшить себе удобную и красивую одежду. Какое унижение испытывает женщина, когда она один на один с реальностью и мазурка Шопена,  или мудрость Шекспира не заберут её хотя бы на время в мир изящества и волшебства.

Не представляют себе миллионы людей, что потеряли девочеки, лишившись уроков рукоделия, занятий музыкой, балетом, театром…
«Кто же мешает?» - спросите вы
И я не знаю, что вам ответить.
«Пришла технология, электроника в жизнь» - пробормочу я робко
« Ну и что? Кто мешает девочке заниматься музыкой или рукоделием?»
«Никто не мешает – это правда. Но тогда куда пропало желание заниматься делами, которые развивали духовные и душевные качества девушки? Почему она не хочет сшить себе блузочку с нежным орнаментом? Почему она не может исполнить вальс? Почему, когда собираются гости они только едят и пьют? Почему никто не танцует?»
«Времена такие. Не до танцев»…

Можно найти ответы, и возможно, что среди них будут правильные. Но я вам хочу рассказать два случая из своей жизни, которые научили меня одеваться в одежду, созданную моими десятью пальцами. Говоря о жизни в искусстве, я имею виду любую деятельность, связанную с творчеством. Выращивать огурцы и цветы в саду, сочинять сказки, рисовать и лепить – это всё искусство, не имеющее возраста.

Зачем в наши дни рукоделие, когда всё можно купить, рисовать, шить, выращивать овощи?
Во-первых, не всё можно купить. Например, того, что я хочу, нет и никогда не было. Я говорю о внутренней свободе и желании жить. Этого не купишь ни в одном магазине! Тот, кто сам умеет испечь хлеб и сшить себе рубаху, всегда считался счастливым человеком.

В выпускном классе я не дружила ни с кем. Так получилось, что моя семья переехала в другой район города, и поменялась школа. Нужно было заканчивать десятый класс и поступать в институт или в училище искусств. Я собиралась стать или историком, или музыкантом.

Все мои друзья школьные и дворовые остались в прежнем районе, и нужно было справиться с грустью, которая прибыла ко мне на постоянное место жительства.

Часами занималась музыкой, как все дети музыканты, появился интерес к гуманитарным предметам, да и, несмотря на то, что в математике я была не сильна, но уроки готовила на свой максимум.

В доме уже все спали, а я сидела за длиннющими алгебраическими примерами, за сочинениями, за контурными картами.

Последняя парта была моим любимым местом в классе. Жаль, что не у окна, а в среднем ряду. Долго сидела одна. Ко мне, новенькой, никого не подсаживали.
После бурной и веселой жизни в прежней школе, в новой школе была самая настоящая тоска.

И вот однажды ко мне подсела девочка, полноватая красавица с синими глазами. Она подмигнула мне, я не поняла почему, и что-то спрятала в руках под партой. Через какое-то время, я увидела, что руки её вяжут. Она преданно смотрела на учителя, а её пальчики сами вязали что- то очень интересное.
Не двигаясь, и не задавая вопросов, чтобы не привлечь к ней внимание учителя, я еле дождалась перемены.

Чудо, которое она показала мне, когда, наконец, прозвенел звонок, поразило меня.
Я ощупывала мягкую связанную ткань, как пушистого котёнка. Сразу же захотелось научиться управлять этими железными палочками, называемыми спицами.

Рая Усманова, через 46 лет я пишу о тебе, как о моей учительнице по вязанию.
Ты, умница, не согласилась учить меня вязанию быстро и суетливо на короткой перемене, а солидно пригласила к себе домой вечером.

Страсть!!! Слышите меня? Мною овладела сильнейшая страсть. Время разделилось на часы и минуты, и стало отсчитывать свои шаги до встречи, которая была мне так необходима.

На первом этаже нашего дома был замечательный магазин «Галантерея» - там можно было купить абсолютно всё. Не было дня, чтобы я не забегала туда, просто поглазеть на товары самого разного рода. Конечно, там нашлись и спицы.

Пряжу мне дала вечером Рая. В квартирку, где жила эта славная девочка, уже пришли сумерки, а я всё продолжала тренироваться около моей новой «учительницы», которая очень внятно обучала меня основам вязания. Мы уже подошли к моменту, когда у меня начало получаться, и вдруг… погас свет. Уставившись друг на друга в полной темноте, как две кошки с горящими от нетерпения глазами, мы поняли, что в доме нет электричества.
Рая была спокойна:
- Продолжим завтра – сказала она, и я заподозрила, что ей уже надоело сидеть рядом со мной, согнувшись и смотреть, как медленно я схватываю движения рук и пальцев, необходимых в вязке.
Увидев фонарь перед окном, я взмолилась:
- Раечка!!! Миленькая!!!! Пожалуйста, пойдём на улицу, там всё видно!

Если она и сопротивлялась, то не долго, перед моим сумасшедшим желанием научиться вязать два вида петель. Лицевые я уже освоила, но изнаночные, такие трудные!

Я как - будто и сейчас стою под фонарём на той темной улице, и эта рукодельница девочка продолжает свой великолепный урок. Нет! Улица была не темной, она светилась от снежно – синего оттенка, который я полюбила на всю жизнь. Сияние!!! Это слово я искала сейчас и нашла! Вокруг нас всё сверкало красотой – её глаза, как синие озёра, обрамленные черными ресницами, пухленькие ручки и добрые слова, которыми она меня хвалила.

Утром я её поразила! Ночь не прошла зря – беглость моих движений приближалась к виртуозности.

Больше мы не встречались. Милые приятельские отношения – это всё, что осталось, после той встречи. Но годы, когда я одевалась в дивные платья и кофточки, когда рождались мои малыши, и их уже ждала теплая цветная одежда, связанная моими руками, я говорила спасибо Рае Усмановой, синеглазой красавице, как из сказки.

Комментариев нет: