17.07.2013

Травмы детства




Давно известно, что все люди выходят из детства не только с радостными, но и с какими - то неприятными впечатлениями, травмирующими воспоминаниями.

У каждого человека, покинувшего период юности, вспышками возникают в памяти, на протяжении всей дальнейшей жизни, мгновенья, случаи, эпизоды, которые (как человек считает) влияют на его психическое состояние, когда он уже взрослый.

Негативное или позитивное сопровождает нас с момента нашего рождения до самой старости. И что-то  из этих впечатлений превращается в зерна – это они дают ростки чертам характера, поведению,  реакциям, поступкам, т.е. влияют на наше отношение к окружающему миру.

Кто-то становится неисправимым скептиком, кто-то спорщиком или насмешником, а кто – то помнит из своего детства ожидание, когда все уйдут из дома, чтобы остаться со своими карандашами или клавишами наедине. Это время тишины и творчества из детства сопровождает, как волшебное таинственное облако, всю жизнь. "Нас всегда будет утомлять глупый шум и суета, как таскание камней" - так сказала моя подруга художница . Мы будем всегда искать эту творческую тишину из детства.

Какая-то неловкость при гостях, укор во взгляде, необдуманная фраза или оскорбление…. Весь этот груз - конфуз следует за нами, как поезд дальнего следования долгие годы.

Первые встречи с реальность не забываются.

Каждый год оставил нам свои воспоминания, из которых мы вышли с доброжелательностью или с раздражением, с пожизненной склонностью к панике или с уверенностью в себе, с грустью или с ощущением счастья.

Колючий характер, сварливость, покладистость, неуживчивость или спокойствие, даже в стрессовых ситуациях – что это природа человека? Или это приобретенные качества нашего характера. Иногда мы сами себя не понимаем. Очень часто, кажется, что кто-то наспех дал нам в дорогу самые разные черты характера, без логики и без соответствия стандартам.


Какое-то время, уже в зрелости, мы пытаемся привести в порядок эти пестрые краски нашего поведения и составить картину, соответствующую классическому идеалу. Мы начинаем тасовать: вежливость - оставить, скептицизм - спрятать, прямой и грубый тон разговора - выбросить, а терпение и выдержку приобрести…..

Конфликт с самим собой заканчивается поражением, и тогда наступает отчаяние: явная потеря сил в борьбе с ветряными мельницами. Мы понимаем, что справиться со своим собственным характером не так-то просто.

То, что казалось всего лишь особенностью, не очень-то серьезным желанием, превращается в изощренного "дракона" – склонность к тревожности и подозрительности, к сварливости и к нерешительности. И "дракон" этот, внутри нас", не дает сделать шаг вперед. Мы застреваем в плохом настроении, в хандре, а иногда и в душевной болезни.

И тогда спрашиваем себя: почему, когда и как мы из очаровательных малышей, непосредственных и милых, превратилась в примитивные существа, которые боятся не только ссоры или трудностей жизни, но и в радости чувствуют себя скованно?

   Восприятие и интерпретация воспринятого – это то, чем мы заняты с раннего детства, хотим мы этого или не хотим.

Антон Павлович Чехов в своей автобиографии, говоря о том, что под любым мнением и высказыванием должно находиться какое – либо научное объяснение или доказательство, пишет: "К тем, которые до всего доходят своим умом – не хотел бы я принадлежать". Прекрасно понимая и соглашаясь с мнением великого писателя, я задаю себе вопрос: но разве в детстве мы не доходим до всего своим умом?

 В трехлетнем возрасте мы ещё не изучаем никакие науки, не имеем научных знаний ни в какой области, а только познаем окружающий нас мир и делаем свои выводы – наблюдаем, воспринимаем, чувствуем, мыслим, приходим к своим умозаключениям, очень часто оставляем их на всю жизнь, как часть нашей личности.

Кто добрый, а кто злой? А скупой – это хорошо или плохо? А щедрость – это всегда хорошо? А что такое осторожность или смелость? А какая разница между настойчивостью и упрямством?

Встреча с ложью и правдой, с любовью и ненавистью, с предательством и с честностью – это всё нужно понять, принять, обдумать, и оставить в виде своих личных выводов….

Не помню, чтобы кто-то из взрослых предложил нам в детстве учиться интерпретировать ситуации, в которых мы оказывались. Как бы было интересно после какой-то проблемы, разложить веером возможности, варианты понимания, а значит и отношения к сложившейся ситуации.

 Требования учителя часто вызывают у ребенка внутреннее сопротивление. Не каждый ребенок способен понять, что требования – это единственный путь к развитию – одноплановость мышления характерна для детского возраста! Поэтому в большинстве случаев дети остаются один на один с необъяснимым чувством вины, которое рождается из авторитета взрослого. Выполнить требование не всегда хочется, а значит я плохой. И вот это "я – плохой" тоже следует за нами с детства и до самого конца….

Позволю себе вспомнить ещё раз А.П.Чехова. Почему-то нигде и никогда, ни в одной программе обучения не встречались мы с его рассказом "Белолобый".
Мне так хочется привести его полностью, но нет в этом нужды – вы с легкостью найдете его, если не в своей библиотеке, то в интернете.

Как уверенно "воспитывает" хворостинкой  в конце рассказа сторож Игнат маленького щеночка! А тот не может ему объяснить, что дважды спас всех, и людей и животных, от голодной волчицы. Специально не буду вам рассказывать сути этого произведения, чтобы не помешать вам встретиться с шедевром великого мастера.


Каждый помнит беспомощность и свой детский гнев, обиду и волнение при встрече с несправедливостью.
Но почему одни из нас выходят из этой встречи с желанием стать сильным человеком, а другие погружаются в грусть, злобу и разочарование?

Даниил Спиваковский, актер театра и кино, всегда рассказывает часть своей биографии, как его учитель, известный режиссер А.А. Гончаров, бросил в него пепельницу на одном из занятий в театральном вузе.

 Интерпретация этого поступка режиссера могла закрыть дверь перед будущим талантливого студента, могла начать судебный процесс с учителем, который остался в памяти многих, кто с ним работал, как человек вспыльчивый и несдержанный.

Можно было ответить агрессивностью на агрессивность…
Но Даниил Спиваковский приводит этот  случай с восторгом понимания! Он понял смысл взрыва эмоций творческого человека. Пепельница не долетела до студента актера, но оскорбление имело место. Почему же будущий актер не озлобился, не бросил своё дело, почему превратил грубость преподавателя в боль, в страстное желание разбудить творческую мысль ученика, "завести мотор лодки", как сказал сам Спиваковский.
Не часто, но иногда биографы И.С.Баха тоже рассказывают о том, что Бах бросал башмак в своих не всегда смышленых учеников.

Что происходит  с теми учителями, родителями, взрослыми людьми, когда воспитанники , к которым они обращаются, не понимают их или понимают неправильно?

Очень часто требования и ограничения взрослых дети интерпретируют по своему, и переубедить ребенка бывает или непросто или невозможно.
Что делать взрослому человеку, который начинает преподавать, воспитывать того, за кого он несет ответственность, но его воспитанник, как шипы выставляет Лень, на которую он имеет юридическое право в наши дни?

 Например, ребенок решает не учиться – и это его выбор. Или он решает проводить время учебы в компании наркоманов. Что может сделать его родитель или учитель? Ребенок уже определил взрослых, желающих ему помочь, в разряд людей никчемных, непонимающих, нестоящих его внимания и отношения. Этот выбор базируется на детской интерпретации. На основании своих прав, которые дали ребенку законы нашего времени, он выходит в реальный мир, а мир этот только и ждет таких, как он – беззащитных, без умения правильно разобраться в сложных ситуациях.

                                 ****
Если вы думаете, что трагедии многих судеб рождаются в каких-то грандиозных конфликтах и ссорах, то уверяю вас – нет. Как маленькая тропинка, но не в ту сторону, наша неправильная интерпретация в детстве какого-то, не стоящего на первый взгляд события, может привести к обрыву и безысходности положения.

Моя память хранит воспоминание о моей тёте, которая приехала к нам в гости  и привезла мне, семилетней девочке, комплект белья из мягкого трикотажа, в нежных розовых цветочках на белом фоне. Послевоенное детство, нужда на грани нищеты, и  состояние счастья, связанное  с этим подарком, с тканью, которую можно было ощутить глазами, руками, телом. И даже когда никто меня не видел, ткань белья доставляла невыразимое удовольствие – состояние счастья от этого подарка запомнилось на всю жизнь.

Но это же самое событие могло быть истолковано, как что-то негативное: Я могла спросить у тети:  "А где игрушка?", " Не хочу эти трусы с майкой!" и т.д.
Моя тётя не была богачкой, но её крепдешиновое платье и голос веселого человека, наполняли меня радостью. Я сопровождала её везде, мне нравилась пружинистая походка, копна  каштановых волос, уложенных на затылке, разговор, обращенный ко мне без всякой снисходительности на возраст.
Она вела беседы не специальные, а так по пути, но я всегда гордилась тем, что мне доверяются серьезные вопросы, мысли и то, что было у неё на сердце.

Как-то мы с моей тетей уже подходили к дому, после большой прогулки по городу. И вдруг она остановилась около бабушки, которая продавала на полу зеленые яблоки в жестяном ведре. Не торгуясь, недолго думая, не очень - то считая деньги, тетя Женя купила эти яблоки и тут только поняла, что у нас нет ни сумки, ни сетки... Но для неё безвыходных ситуаций не было никогда:
- Ну-ка, Таня, держи подол! – услышала я
Мне высыпали в поднятое платье штук 10 больших зеленых ароматных яблок - антоновка, так назывался этот сорт, и мы зашагали домой.
Болтали и хохотали, радовались и смешили друг друга ….. и  это было счастье щедрости, сытости, богатства в моем представлении на всю жизнь.

Как-то недавно, я прочитала в опубликованном дневнике молодой женщины, которая находилась длительный период своей жизни в борьбе с самой страшной болезнью нашего века, о том, как она понимает смысл жизни каждого прожитого дня.
.
Очень мудро эта мужественная женщина, рассказала о переменчивости  смысла жизни (сильный незабываемый отрывок!!!). Для неё в самый страшный период, смысл дня – это была возможность просмотреть красивые репродукции из альбома и съесть зеленое яблоко. Она пересматривала свои физические возможности,  в связи с тяжелым состоянием здоровья, и я её прекрасно поняла, потому что есть  дни, когда жизнь измеряется от часа к часу, как медленные шаги....  Но если в какой - то момент этого дня можно съесть кусочек зеленого яблока, то жизнь уже приобретает смысл.

Итак, впечатление от события попадает в наш мозг и там преобразуется – это всем понятно. Всё что мы получаем из внешнего мира, внутри нас перерабатывается! Это не только еда, вода, но и определенные впечатления.
Недаром часто люди говорят о каких – то событиях: " Мне надо это переварить!"

 То, что попадает на нашу психику, моментально вступает в контакт с нашими природными или приобретенными данными и особенностями восприятия. А потом выдается результат – наш вывод, иногда на всю жизнь.


Яблоки в подоле, я могла бы понять, как эксплуатацию: меня заставили, вынудили их тащить. Я могла бы интерпретировать этот случай, как унижение:   девочка шла с поднятым платьем  в обыкновенных ситцевых трусах. Мне, наверное, было тяжело, стыдно, неудобно, трудно. А сама - то тётя Женя шла рядом с сумочкой лакированной, да ещё смеялась надо мной….. Это могло быть интерпретировано, как травма на всю жизнь! Но мне этот день запомнилось, как луч яркого и многогранного счастья.

Гобелен над кроватью в детской комнате, может оставить в памяти как сказочный образ или пейзаж,приглашение к чудесному путешествию в будущее, а может восприниматься, как жуткая или скучная картинка.

Каждого из нас в детстве кто-то и когда - то заставал в обнаженном виде. И реакция наша – это или испуг, или стыд, или гнев. А может, в этот миг конфуза, родилось понятие о границе нашей личной и интимной жизни. Чья - то неумышленная ошибка способна была оставить царапину унижения, или разбудить силу, которая защитит нас в будущем от посягательств на нашу частную жизнь. 
На мамины вопросы и папины нравоучения, вдруг появляется резкая и совершенно ясная реакция:
- Это не ваше дело!
А чьё это дело? – восклицает мама.
-  Моё! Мир разделяется на "мои дела" и на " ваши дела".

Что происходит с теми, кто в детстве не увидел этой границы?
Я встречала в жизни взрослых людей, которые в юности не отделили свою личную жизнь от жизни всех остальных.
Всегда эти люди, в моменты даже крошечных удовольствий, чувствовали вину. Работать – пожалуйста! Жертвовать – совершенно правильно и нормально.
А доставить себе радость - это страх: "Ох, чем это закончится? А имею ли я на это право?"

В темном зале кинотеатра, когда во всем мире демонстрировался французский фильм "Мужчина и Женщина", который окрасил планету чудом чувств, я , шестнадцатилетняя девушка, за которой мама очень строго приглядывала, шептала себе в темноте кинозала:
- В этом фильме нет мамы!!!
Вспомните свои любимые фильмы о любви, и вы поймете, что в сценарии любви персонажа мамы нет.

Мамы не должно быть во взрослой, тем более интимной жизни детей. Вот это я поняла в своём детстве.
И твердо стояла на своём.
И решение это появилось в момент, когда дверь моей комнаты, кто-то открыл не постучавшись.

Мозг, только наш мозг, ответственен за то, как мы воспримем впечатление, как наша психика его переработает, и как мы потом используем конечный продукт – пойдет ли нам это на пользу или на беду.

Я так же как и все, тащила из детства и юности это чемодан, набитый тяжелыми впечатлениями и воспоминаниями, пока не сказала себе:  Ты свободна!
Юность отдала свое место зрелости. Зрелость привела меня к пожилому возрасту. Но ощущение свободы – это моё богатство и право жить своей жизнью.