04.03.2011

Путь к Самостоятельности (Глава - 12)

К утру Ветер устал. Дождь смывал следы гнева. Мы с моей Самостоятельностью всю ночь просидели около камина. Она совсем расклеилась и дремала, а я на Острове Смятения всегда пишу стихи, повести, притчи. Стресс, тревога на своих волнах приносят мне рифмы, словосочетания, а мне остается их только уложить в строчки…
- Ты знаешь, что я каждый день другая? – тихо спросила моя Самостоятельность.
- Конечно, знаю. –  Ответила я. Свет и тени от камина танцевали на стене.
- А почему так? – Самостоятельность была не похожа на себя.
- Потому что ты  женского рода. Мы все изменчивы. Это преимущество и проблема! Настоящая женщина два дня не бывает одинаковой – то она молодая, через мгновенье – старая, то плачет, то смеётся. Это наша природа! – мы поменялись местами. Теперь я давала силы своей Самостоятельности, а раньше она поддерживала меня.
- Иногда я бываю груба, глупа и самонадеянна… - призналась она
- Это не важно! Тот, кто любит тебя и ценит, понимает всё без слов.
Она задремала, и я накрыла её теплым пледом.
Утро наступило, как ни в чём не бывало. Кресло, в котором отдыхала моя Самостоятельность, было пусто…
Я привела себя в порядок, вышла из комнаты, в которой все стены были стеклянными, и не поверила своим глазам: всё блестело и сверкало. Шик и чудо красивого замка вернулись на свои места. Сомнения испарились. Ветер стих, а вместо него пришла Свежесть с берега моря.
Никто не напоминал Самостоятельности о вчерашнем её состоянии, потому что мы все иногда падаем в яму отчаяния, и нам кажется, что Жизнь не имеет смысла.
За завтраком все обсуждали результаты нашего эксперимента – было тяжело согласиться, что способность человека быть независимым от внешних обстоятельств не воспитывается, а дается только единицам от природы.
- Абсолютный слух от природы – это я понимаю – сказал Музыкант – но чувство независимости….  А если его нет, то человек – тряпка?
- А что делают люди, которым не даны музыкальные данные? У них нет хорошей музыкальной памяти, нет музыкального слуха. А вы знаете, что те, кто не получили от природы талант в виде абсолютного слуха, тоже становятся музыкантами? – сказала Критика. Она была приглашена на завтрак и чувствовала себя очень уверенно.
- Это очень сложный вопрос! – впервые заговорил Философ – Это почти необъяснимо! Но, я думаю, что абсолютный слух – это ещё не всё!  Есть вещи поважнее – это они определяют успех в начатом деле.
- Что же это? – спросила я Философа
- Понимание значимости! – ответил он – без понимания значимости, всё становится примитивным.
- А если Вы такой умный, скажите, уважаемый Философ, а зачем человеку качество независимости от внешних обстоятельств? – спросила Бодрость. Она любила утренние дискуссии.
- Независимость от внешних обстоятельств, помогает человеку не превратиться в скотину!
Мы все подняли глаза на Философа.
- Да, да, уважаемые! Если человек, даже маленький не зависит от мнения других, он свободен от пристрастий и открыт для дел значимых.
- А пристрастия – это отсутствие независимости в характере? – спросила я.
- А что же ещё?! – продолжал Философ – есть Независимость, а есть Зависимость. Если вы зависите от пристрастий в еде, наркотиках и т.д., то только смелое и дерзкое чувство независимости может вас спасти.
- Но если нет этого чувства Независимости в характере от природы, человек обречен быть зависимым? –  я продолжала диалог с Философом
- А тот, кто не получил абсолютного слуха от природы, обречен остаться вне музыки? – ответил он вопросом на вопрос.
- Нет, почему же! Музыке успешно учатся даже те, у кого природные данные очень скромные – я знала это точно, потому что сорок лет даю уроки музыки
- Ну, вот мы и подошли к выводам, которые откроют нам множество дверей! – Философ был счастлив.
Но не только он был счастлив! Я вдруг обратила внимание, что моя Самостоятельность похорошела, расцвела, можно сказать, и влюблёнными глазами смотрит на Философа. Она попросила его помочь нам добраться до истины.
- Если человек поймёт, что у него нет от природы чувства независимости от внешних обстоятельств, он будет учиться и формировать свой характер.
- Можно сформировать свой характер? Характер не меняется на протяжении жизни! – возразила я
- Глупости! Немного, но есть случаи, когда человек выходил из тьмы провалов и жизненных катастроф победителем.
Стало легко и просто на душе.
- Всё понятно! Я думаю, что нужно учить детей, не только читать и писать, танцевать и играть на фортепиано, но ещё и развивать ценнейшее качество независимости от внешних обстоятельств –  заключила я, и почувствовала, что не зря проделала такой длинный путь.
- Только не совсем понятно, дорогой Философ, что это такое «внешние обстоятельства» - спросила Бодрость, и было видно, что она смущается.
- Всё! – с готовностью ответил философ – это «друзья», которые подсовывают сигарету или алкоголь, это учительница, которая не оценивает желание ребенка учиться, это масса несправедливостей, страх, которым нас кормит реальность…  На независимого человека это всё не влияет. Он ни у кого не спрашивает разрешения жить интересно: хочет рисовать – рисует, хочет петь  - поёт. Свобода – что может быть лучше?!
- А если нет чувства Независимости? – спросила я
- Тогда его формируют! Берут на себя смелость не поверить учительнице! Не тратить силы на споры,  на доказательства её неправоты, а приказать себе учиться на возможный максимум. Разоблачать каждого, кто не верит в нас, пугает, насмехается. Ложь многогранна и многолика! Независимый человек увлечен своим делом настолько, что мнение Лжи его вообще не интересует!
Мы все устали, но каждый ушел с подарком от мудрой Самостоятельности.
 Мне нужно было собираться в дорогу.
Самостоятельность вышла меня провожать.
- Прости меня за вчерашнее… – виновато сказала она
- Я тебе благодарна за всё! И за твои слабости тоже. Ты не железобетонная, и поэтому я тебя люблю!
Карета Критики гостеприимно распахнула передо мной свою дверцу.
- Присаживайтесь, дорогая! Нам есть о чем поговорить! – Критика была удивительно мила и приветлива.
С моими Сомнениями я не прощалась. Знала, что мы скоро увидимся.


Путь к Самостоятельности (Глава -11)

Ну, зачем же тебе, Ветер,
Вновь сбивать меня с пути?
Вновь поставить на колени,
Чтобы не могла найти

Мысли тоненькую нитку
О надежде и тепле.
Хочешь ты, чтоб задохнулась
Я в бессилии и зле?

Посмотри, каких творений,
Я настроила везде!
В темноте и в невезенье,
Но спасибо той звезде,

Что указывала тихо
Путь, усеянный мечтой,
Чистой и великолепной,
Скромной утренней росой...

Крошечными черепками
Я заклеила тайник.
Преданно и осторожно
Стерегла, но он проник,

Этот дикий разоритель-
Этот холод из обид,
Знаю, рушит он обитель,
Где в покое Жизнь царит.

Слышу, Ветер обещает
Унести меня и снять
Годы, горести, невзгоды...
И не может он понять,

Что меня уже носило
И метало по судьбе.
И бросало где попало –
Я была страшна себе!

Как беспомощно тащилась,
Собирая крошки сил,
В Храм свой верный
Одинокий – бормотала,
Чтоб впустил.

Там с таким трудом и болью,
Лечит нежно Тишина,
Ей никто не помогает,
Трудится она одна.

Поднимает и вселяет
В душу силу и тепло.
Стала я чуть-чуть сильнее
И не жжёт так больно зло.

Так зачем же тебе Ветер
Вновь сбивать меня с пути?
Вновь поставить на колени..?
Правду умолять: «Прости...»

Путь к Самостоятельности (Глава - 10)

-  Так что же получается? Основная масса людей на белом свете не имеет от природы данных принимать самостоятельные решения? – услышала я свой вопрос, который натолкнулся на толпу Сомнений.
- Не воспринимай результаты этого эксперимента так серьёзно. Людям, не имеющим своего самостоятельного мнения, намного легче в жизни – Сомнение очень любит меня учить и воспитывать.
Я удивилась, что Сомнения не понимали значимости результатов эксперимента!
- И кто он такой Жан Пиаже? – продолжало одно из Сомнений – кто его знает? Кому нужны его открытия в психологии?
Мне нечего было ответить на вопросы Сомнения, потому что действительно мало, кто интересуется научными открытиями в психологии. Люди идут туда, куда их приглашают Время, Мода, Реклама. Мало, кто может позволить себе разобраться в бедах и проблемах. Проще превратиться в рабов Времени, Моды и Рекламы, чем остаться верными своей дороге, которая не всегда легка и проста.
Двери и окна замка Самостоятельности были раскрыты. Ветер гулял по пустым комнатам и залам.  Разбитые вазы и скульптуры ужасающими осколками пугали, и помочь им ничем уже было нельзя. А Ветер – разоритель продолжал метаться и срывать  покрывала с тайн Красоты. Он бил в лицо каждого, кто шел против него.
- Разоритель! – крикнула я ему, но голос мой не был услышан.
Все впечатления от визита к Самостоятельности, от эксперимента с детьми разлетелись в разные стороны, как листья рукописи…. Опустошенность сквозняком заполнила здание замка.
Я почувствовала, что нахожусь на Острове Смятения…
В холодном большом зале я нашла Самостоятельность…. Рядом с ней сидели все её Сомнения.
- Что случилось? – спросила я и ужаснулась. На меня смотрела жалкая старуха.
От царственной красоты Самостоятельности не осталось и следа.
- Я глупа и наивна! Никому не нужны мои советы и формулы. Сомнения мне всё объяснили…  – добавила она горько.
Я хотела выгнать Сомнения, но не решилась – их защищал Ветер Разоритель, и кроме того я не была у себя дома.
- Людям проще плыть по течению… - обречённо произнесла состарившаяся Самостоятельность. – Я старомодна, и никакой ценности не представляю.
- Я тоже старомодна и никакой ценности не представляю, но я люблю Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена – мой голос спорил с Ветром, который старался заглушить смелые слова. Я его не боялась! -  Ты думаешь, Джазу пришлось легко в его судьбе? Знаешь, какие нападки были на музыкантов джазистов? Но только с твоей помощью мы все выжили! – крикнула я Самостоятельности, на которую без боли невозможно было смотреть.
Она подняла на меня беспомощные глаза, а я не сдавалась:
- Никому не нужно знать, как стать самостоятельным человеком?– обратилась я к целому роду Сомнений.
- Но, милочка, Вы же сами проэкспериментировали и убедились, что чувство и качество независимости от внешних обстоятельств дается от природы и воспитать их нельзя. – Сомнение говорило со мной иронично со  скептической гнусной улыбочкой.
У меня не было желания с ним разговаривать. Мне было много, что сказать, но я взяла за руку свою Самостоятельность, увела её из этого холодного зала.  Мы закрыли дверь от всего мира. Нам нужно было побыть наедине. Толпа Сомнений осталась на улице, а Ветер бил и рвался в окно. Цветущие ветки превратились почему-то в сучья, похожие на руки, и они стучали по стеклу изо всех сил!

Путь к Самостоятельности (Глава - 9)

Так, совершенно неожиданно для себя, я оказалась в детском саду, и по условиям эксперимента, мне было разрешено каждый день проводить два занятия – в группе детей двухлетних (были и малыши чуть моложе двух лет) и  пяти – шестилетних. Независимо от возраста, я проводила одни и те же занятия, и только с вариациями на тему «Домики».
Мы делали домики из пластилина, рисовали на асфальте, приклеивали в виде аппликации, вырезали из картона, вышивали на ткани. И так весь месяц! Иногда мы дополняли домик садиком или речкой, дорисовывали кошку на крыше или птичек на дереве, но домик из двух элементов –  прямоугольник и треугольник – были главными в нашей деятельности. К концу месяца дети встречали меня возгласами: «Домик делать будем!!!» .Они уже знали, что мы с ними делаем на каждом занятии домики.
На контрольном занятии присутствовали ассистенты со скрытыми  видеокамерами.
- Доброе утро! – сказала я. Дети воспринимали контрольное занятие, как обычное. – Сегодня мы с вами строим домик из плоских деревянных пластинок. Каждый ребенок получил «строительный материал» - две цветные детали: квадрат и треугольник.
И вот решающий момент в эксперименте! Все были внимательны и сосредоточены, особенно те, кто снимал фильм.
- Будьте внимательны! И делайте точно так же, как я! – сказала я детям и убедилась, что никто не отвлекается.
И после этого, я поставила треугольник, т.е. крышу вниз, а квадрат наверх…
А дальше всё пошло по Пиаже:
97% детей спокойно и не сомневаясь ни в чём, сделали домик так же неправильно, как я. Они установили треугольную крышу внизу, а квадрат наверху. И послушно ждали дальнейших указаний.
Один ребенок из всей группы, тоже не сомневался ни минуты, и сделал наоборот, т.е. правильно – он мельком посмотрел на меня, недоумение на его лице, было мимолетным, еле заметным. Он построил дом, так как считал нужным и тоже спокойно смотрел на меня.
А трое из группы начали метаться! Сначала смотрят на меня и на всех, видят, что все сделали неправильно,  а с другой стороны они уверены, что дом не так строят...
Их мучения, споры и метания зафиксировала видеокамера.
По условиям эксперимента была моя очередь. Я начала на сомневающихся «давить» своим авторитетом:
- Ну! В чём дело? Посмотрите, как сделал я, как построили все ребята! Делайте, точно так же, как все!!! Мы целый месяц строим домики, и вы знаете, как надо! – мой уверенный голос был необходим по условиям эксперимента.
Сомневающиеся, переглянувшись, растерянные и непонимающие ничего, вяло сделали неправильный домик – крыша почему – то оказалась внизу… Но все так сделали! Мимика и пантомима заменяла слова сомневающихся детей. Они были в недоумении: почему все молчат? Зачем строить дом неправильно?
А эксперимент продолжался. После того, как я «справилась" с сомневающимися ,  подошла очень близко в мальчику, которому ещё не исполнилось два годика. Он единственный из всей группы построил дом так, как считал нужным, так, как мы учили целый месяц!
- Посмотри, Антон! – обратилась я к нему (так нужно было по условиям эксперимента) – видишь, как я построила домик – показываю  ему свой неправильный дом. – И все детки построили, как я! Видишь?
Взгляд этого малыша я не забуду никогда!!! Он ещё не мог говорить, но взгляд его был выразительнее слов: «Дура, так и делай!» - он отвернулся от меня. Я ему была больше не интересна.
Поразительно, но в старшей группе, пяти и шестилетние дети вели себя точно также! 97% сделали неправильный домик, и чувствовали себя при этом прекрасно.
Одна, единственная девочка, не сомневаясь, построила дом так, как надо – крышу уверенным движением она прикрепила наверху прямоугольника.
А трое ребят долго мучились и переживали, но под моим давлением, сделали так, как все.
Девчушка, которая одна из всех построила дом правильно, тоже была разочарована во мне....
Вместе со всеми я была ошеломлена результатами эксперимента. Мы в полной растерянности оставили территорию детского сада, и молча, пошли к замку гениальной Самостоятельности. Она нас ждала.

Путь к Самотоятельности (Глава -8)

Очень редко я просыпаюсь после рассвета. Обычно тишина раннего утра приносит мне на подносе новые идеи, мысли, и я принимаюсь за дела, потому что идеи и мысли исчезают с появлением дневного света. Когда восходит солнышко, я уже заканчиваю записывать то, что мне подарила тишина раннего утра.
Но в то утро, когда я гостила у великой Самостоятельности, и мы все, находящиеся в её доме, готовились начать эксперимент, доказывающий природную способность человека быть самостоятельным, я не торопилась просыпаться, потому что тишина раннего утра давала мне возможность отдохнуть от новых идей.
Завтрак на просторной террасе был похож больше на красивую сцену из фильма или картины, чем на реальность. Самостоятельность умеет создать атмосферу, когда все себя чувствуют прекрасно, потому что защищены от неожиданностей.
Когда человек живет под властью не своих самостоятельных законов, он не знает что ожидать от того, кто властвует над ним. И только Самостоятельность дарит нам состояние души, когда мы уверены в себе и в других.
- Итак, мои дорогие! – мы не торопили Самостоятельность, но ждали с нетерпением, начала эксперимента, который она обещала нам. – Сегодня наша гостья (она посмотрела на меня) отправится в детский сад, и будет там работать в течение месяца. В эксперименте участвуют  две группы детей – пятилетние и двухлетние.
Мы все растерянно переглянулись…. Я была удивлена и не уверена, что хочу месяц работать в детском саду. Не то, чтобы я ленилась, но не понимала зачем?
Но Самостоятельность продолжала:
- Мы все знаем – сказала она – что люди самостоятельные строят свою жизнь на основе знаний, полученных до их рождения. Даже самый великий самоучка, не находится в одиночестве – он изучает то, что ему подарили поколения ученых, родившихся до него.
Кто – то изобрел законы математики, физики, химии! Кто – то оставил в подарок школы и методики в искусстве и литературе. Мы с вами сегодня берем открытие великого швейцарского  психолога, который утверждал, что независимость от внешних обстоятельств даётся ребенку от природы, как абсолютный слух, как талант феноменальной памяти.
- А как зовут этого психолога – спросила я, зная, что Самостоятельность выбирает для своих экспериментов лучших из лучших.
- Жан Пиаже – ответила Самостоятельность.- Он обратил внимание, что дети совершают одни и те же возрастные ошибки, и на основе своих наблюдений, пришел к выводам, которыми люди грамотные и самостоятельные воспользовались. Не стоит наказывать ребенка, за то, что он не достиг своего развития. Знания помогают понять происходящее.
- Ты можешь дать пример? – спросила я.
- Конечно! Это очень интересные открытия!!! Жан Пиаже описал восприятие ребенком некоторых аспектов чувства вины: «Что хуже – спрашивал Жан Пиаже у четырехлетних детей – большое пятно на скатерти, от банки варенья, которое ты случайно разлил, или маленькая точечка чернил, которую ты специально поставил в тетрадке твоего брата?» И все дети отвечали, что большое пятно варенья – это хуже. Т.е. понятия детей дошкольного возраста, утверждал Жан Пиаже, не вмещают в себя всех аспектов проблемы.
Нам всем стало интересно, потому что в друзьях у Самостоятельности были всегда уникальные люди.
- Так какова будет моя миссия в детском саду? – спросила я
- Мы все будем наблюдать в течение месяца за поведением детей в нашем эксперименте, а в последний день, на контрольном занятии эксперимента, даже запишем реакции детей на кино.
Жан Пиаже – продолжала мудрая Самостоятельность – говорил: чтобы сделать вывод о поведении ребенка, нужно понаблюдать за ним не меньше месяца. Наблюдение, создание условий, в котором проявятся природные данные ребенка и контрольное задание – это и есть эксперимент.
А потом Самостоятельность  обратилась только ко мне:
- Ты в каждой экспериментальной группе каждый день будешь делать домики.
- Т.е.? – удивилась я.
- Домики! – повторила Самостоятельность – Из двух частей – квадрат и треугольник.
Она показала всем присутствующим квадрат – основание домика, и треугольник – крышу дома.
- Если вы хотите проверить правильность утверждений о массе воды, вы возьмете разные емкости и будите мерить объём воды. Правильно? Точно так же и в психологии – Жан Пиаже утверждал, что чувство независимости от внешних обстоятельств –  это генное качество человека, и проявляется оно уже в раннем возрасте. Но мы хотим сами в этом убедиться!