13.02.2012

Акт лжи

Для меня соврать – это сложный и подготовленный акт, который ещё надо суметь осуществить. Поэтому всегда удивляюсь, с какой легкостью люди лгут. Получается у них это просто и естественно. Именно естественно! Какая – то особая организация мыслительного процесса, которая своей скоростью реакции не прекращает меня поражать.
Заболела моя приятельница – грипп, как всегда не вовремя, нарушил не только её планы, но и мои. Мы распределили обязанности по подготовке  праздничного стола, но болезнь свалила её. Она подробно рассказала мне по телефону о ломоте во всем теле, о температуре, о боли в горле и в животе. Оставив меня наедине с глазу на глаз с создавшейся ситуацией, когда я одна должна была выполнить то, что мы планировали сделать вместе, она прекратила отвечать на телефонные звонки, что и понятно – болеть так, болеть.
 Вечером следующего дня, решив навестить мою больную подругу, подошла  я к её дому,  позвонила для приличия по сотовому телефону, хотя видела, что она дома – машина на стоянке, свет в окне.
- Ты знаешь, я ещё на работе. Как только подъеду к дому, сразу же перезвоню тебе – моментально, не запинаясь, соврала она.
- Но как же ты такая больная на работе? – я видела её силуэт в окне.
- На ногах болею…. –  грустно завершила она свою ложь.
Сотовые телефоны предоставили большие возможности для лжецов. Это же, как легко и здорово – ты находишься дома, а можешь сказать, что на работе, если не хочешь принимать кого – то, кто по наивности верит тебе, когда ты жалуешься  на «страшный грипп».
О компьютере вы сами можете мне рассказать. Сколько лжецов и преступников используют желание людей общаться! Тебя не видят. Это же мечта! Ликующий от своей безнаказанности подонок пробирается не только в дома, но и в души, в сердца, в частную жизнь. В виртуальной жизни Ложь нашла себя и многогранно властвует миллионами желающих приобрести друзей в нашем холодном и равнодушном мире.
Но не только в виртуальной, а и в обыденной реальной жизни меня поражает именно легкость, с которой люди лгут.
Везу я свою соседку из супермаркета – она одинока, без машины, и иногда обращается ко мне за помощью. Подъезжаем мы к её дому и звонок на сотовый телефон. Не задумываясь, она кому – то говорит, что будет дома не скоро. Это она уверенно произносит, заходя в свою квартиру.
Почему я так реагирую на эти случаи лжи, хотя в современном мире они даже ложью не называются? Естественно и просто человек планирует своё время, и отказывается встречаться с теми, кого не хочет или не может принять. Всё правильно!
Но мешает мне одна мысль: если он или она лгут в мелочах, то почему эти люди не смогут соврать в крупном или серьёзном?
Да и к чему врать, когда можно сказать правду?

Лужа и Океан

- Океан похож на человека мощного и сильного по своей природе! Он многогранен, непостижим и невероятно интересен!
- А есть люди, которые напоминают мне Лужу – мелкую и скучную, на дне которой скользко…
- Океан таланта! Океан терпения! О луже так не говорят…. Прошёл дождь, и осталась Лужа, а возомнила себя Океаном.
- Но кроме Лужи и Океана, есть Озёра…. Они спокойны и величественны. Озёра -  никуда не торопятся.
- А есть горные реки, стремительные в своём течении – их не остановить!  Стремительность и страстность – это редкие природные качества!
- Океан с Лужей не спутаешь.  А как разбираться в людях? Внешне солидный человек, с образованием, культурный в манерах, а начнёшь с ним разговаривать и понимаешь, что вляпался в грязную лужу….
- Вляпываются не в лужу.
- Ну, это я так образно говорю. Ты же меня понимаешь?
- По чувствам и по поступкам, по способности мыслить, мы довольно быстро определяем, с кем имеем дело – с Лужей или с Океаном. Мудрость и талант настолько очевидны, что их не спрятать ни под какой оболочкой. Даже если Океан притворится Лужей, мы всё равно понимаем, что перед нами Океан.
- А что лежит в основе мудрости и таланта?
- Природа, конечно! Тот, кто родился Лужей, не сможет быть Океаном.
- Лужа часто думает, что она Океан…. Она тоже из воды, и с ней не поспоришь. Как ты ей объяснишь, что Лужа – это не Океан.
- Не надо ей объяснять ничего, если она думает, что Океан  и Лужа – это одно и то же.
- Но и мы сами, иногда, принимаем Лужу за Океан.
- Да люди забывают, что Океан – это целый мир растений и рыб, течений и штормов. Океан дружит с ветром и солнцем, с облаками и с луной. Он способен на гнев и на ослепительное радостное сияние. Океан может очаровать и погубить….
-Но в Луже тоже утонуть можно.
- Лужа не способна на большие чувства. Это кусочек воды, оставшейся после дождя. Если бы не было дождя, не было бы и Лужи.
- Жизнь людей почти не учитывает, что мы не похожи друг на друга. Кто – то по природе инертен, и каждое дело для него труд рутинный и нудный. А другой человек, без дела погибнет, задохнется, как рыба на песке.
- И внешнее поведение невозможно сравнивать. Одни могут бездельничать годами, а для других пассивность невыносима.
- Вспыльчивость пытаются обуздать,  уничтожить. А ведь вспыльчивость – это качество Океана. Только Океан от гнева выходит из берегов!  Мы не можем все, как один, превратиться в Лужи.
- Но многие властители пытались это сделать. Людей независимых, сильных духом, хотели сломать, и превратить в ничтожество, в жижу….
- В истории человечества было много тиранов, желающих уничтожить самых талантливых и красивых.
- Но у них никогда это не получалось. Океан – это Океан! Даже если его отравляют химией и радиацией, он  стонет, страдает и самоочищается.
- Но и у Океана есть свои пределы терпения.
- И всё-таки, как ты определяешь, кто из людей похож на Лужу, а кто на Океан?
- Это очень легко! Океан мыслит и чувствует совсем по - другому, чем Лужа. Он сам огромен по своим возможностям, и в других видит потенциал. Он великодушен и умен.
- Но он высокомерен и суров.
- Океан опасен, его необходимо изучать!
- А Лужа совсем бесполезна?
- Лужа – это вода, которая испарится, и от неё ничего не останется.  Она превратится в облако или в капли дождя.
- Но она участвует в кругообороте воды.  Лужа – это водоем, среда обитания для множества насекомых. Птички, лягушки, черепахи, ящерицы очень нуждаются в воде.
- Но Лужа – это не Океан.
- Лужа горда тем, что она владеет собой. Она тиха, скромна и иногда симпатична…. Даже художники рисуют Лужи, как часть пейзажа.
- А Океан расстраивается, из-за того,  что он не может быть Лужей.
- Быть Океаном нелегко! В Океане плавают не бумажные кораблики, а настоящие корабли.
- Но люди мешают Океану!
- Они забывают, что Океан – это не Лужа.
Вдогонку

Вдогонку не любят и не дружат…. Но многие люди считают, что можно любить и дружить вдогонку. Начинаются отношения любви или дружбы, и люди не думают о продолжении.
 
Как можно думать о продолжении, когда ещё ничего не началось? Но даже, когда началась любовь или дружба, люди всё равно не думают о продолжении: кого – то несёт течение событий, и мы надеемся, что это течение событий наша судьба.
 
А кто- то не думает о продолжении любви или дружбы, потому что надеется на лучшее, что встретится в жизни.
 
А кто – то просчитывает, высчитывает проигрыш или выигрыш из дружбы и из любви, которую можно бы начать, но знать бы продолжение….
 
И вот так проходят годы - они не ждут никого, а разъединяют нас всё дальше и дальше, и мы оказываемся на разных сторонах планеты. Кто – то из нас понял, что мы никогда больше не встретимся, не вернемся в свою юность, не услышим  друг друга, и не увидим. Этот кто – то и создал интернет. 
 
Мы перестали заглядывать в почтовый ящик и покупать конверты. Самые разные виды переписки, диалога в интернете сменили листочки писем, исписанные нашими почерками. Теперь, когда говорят: « Я получил письмо!» - это значит, что письмо пришло по электронной почте. Но почерки у нас всё равно остались прежними…. В электронных письмах остался наш индивидуальный стиль!
 
Через какое – то время тот, кто создал электронную почту, придумал  скайп, чтобы видеть и слышать друг друга. Но расстояние между нами продолжало увеличиваться. Непонимание никуда не исчезало, ему в нашей разделяющей пропасти всё удобнее было располагаться и обосновываться.
 
Тот, кто согласился с новыми видами коммуникации, почему – то постарел. Обрывки воспоминаний не молодят…. Мы всматриваемся в экран компьютера, но легче не становится. Кресло около компьютера превратилось в инвалидное кресло, а квартира - в дом для престарелых.
 
Мы любили и дружили когда – то, думая, что всё ещё впереди – новые друзья, новые встречи….А может быть, надо было остаться на той же улице?
 
                                     *****
 
    Наша остановка называлась «Трамвайная», а за ней следующая - «Бульвар Славы» …. Там всё было для того, чтобы остаться молодыми и счастливыми. Снег зимой, а весной река разливалась в шикарных берегах леса, совсем не далеко от дома. Мы расстались сразу же, как только началась взрослая жизнь - это она была нам разлучницей. Не было ни минуты свободного времени, чтобы хотя бы позвонить друг другу. Ветер перемен продувал насквозь,  и надо было защищаться от него.
 
Мы не раз бежали с уже обжитого места…. Собирали чемоданы, паковали книги, и старенькое пианино хрипело простуженным голосом: «Ещё одного переезда я не выдержу….»
 
В новом городе или стране распаковывали чемоданы, на новые полки устраивали старые книги, и для простуженного и расстроенного пианино вызывали настройщика. Шили новую одежду, подбирали улыбки для чужих людей, которые так и не стали нашими. С годами фальшивые улыбки выцвели и превратились в маски усталости.
 
С помощью интернета мы знаем об опасности, которой окутана наша планета. Мы уже никуда не бежим. Бежать некуда. Опасность везде!Только цветы в нашем саду надеются на солнечное тепло и благодарны нам  за то, что мы их любим. Эти цветы будут с нами до конца. И даже после того, как мы уйдём…