01.02.2011

Визит к рукоделию


Она сидит у окна, распахнутого в тихое счастье. Трудно определить возраст Рукоделия – она не молода, но свет и своеобразие её с годами не меркнут.
- Доброе утро, Рукоделие!
Царственная улыбка, вместо слов...
- Ты что-то интересное творишь?!
- Обыкновенный халатик.
- Ничего себе обыкновенный! Воротничок кружевной, с расцветкой в гармонии. А это что?
- Это фартук – он под цвет халатика.
- ... Рукоделие, я не помешаю тебе, если спрошу то, что мне поможет понять современный мир?
- Конечно, спрашивай! Только пойдем в сад, я тебя чаем из трав угощу.
- Красиво у тебя, как в сказке!
- А что такое сказка? Это наша жизнь!
- Но наша жизнь полна трагедий и тревог!
- А в сказках тоже есть трагедии и тревоги. Но и Красота, которая побеждает зло и зависть.
- Когда-то была Мудрость... Она передавалась из поколения в поколение, от бабушек к внукам.
- Мудрость знала тайны успеха – грустно промолвило Рукоделие
- А где они сегодня, эти тайны успеха? Современные девочки считают, что обойдутся без тебя. Цивилизация обеспечила всех хлебом и молоком, одеждой и обувью. Глупо сидеть в кресле вязать или вышивать, когда можно всё купить.
- Так-то оно так... А вот, к примеру: пришел молодой человек к девушке и хочет он узнать – подойдёт она ему или нет. Да и она хочет себя показать. А как он узнает -  экономна она или нет?
- Почему так важно, чтобы девушка была экономна?
- А как же иначе? Достаток в семье – это руки женщины! Может ли она обед сготовить и накормить семью? Может ли она сшить дочке платьице и себе сарафан на лето? Парень, одним взглядом определяет Рукодельницу, выбирает её и бережет всю жизнь, как драгоценность.
- Но почему же эти тайны перестали передавать молодым?
- Потому что брать их перестали. «Обойдемся – говорят - без рукоделия».
- А что вместо рукоделия?
- Ругань да скандалы. Денег нет – ругаются. Она кричит на него, что он мало зарабатывает, он – на неё, что она «безрукая»... А рукодельница всегда занята, всегда прибрана, и дома у неё уют, и не боится она остаться одна.
- А характер? Рукодельницы очень часто бывают властными.
- Правильно! Но это уже легче заметить и понять.
А вот хорошая девушка, но не умеющая ничего делать своими руками, не знает как себя подать. Она одета в фирменную одежду, она рассказывает, в какие заграницы ездила, да хочет поехать, а парень думает: « Не смогу выполнить все её желания. Она привыкла к дорогой жизни». Математику-то он знает – сколько надо денег на жильё, на детей, на содержание машины?
- Так что же потребности женщины в последнюю очередь? После машины и жилья?
- Нет, женщина в первую очередь, потому что у неё одна единственная потребность – создать семью. Настоящая женщина одевается красиво, чтобы приятно было на неё посмотреть, а не чтобы продать себя.
- Жаль, что многие девушки не знают твоих чар и тайн.
- Но многие и знают, поэтому и счастливы!

Женщина (глава -18)

 
А второй случай, который научил меня уникальному вязанию без швов на круглых спицах, произошел через год, после того, как я научилась уже создавать вязаную ткань.

Очень быстро я поняла, что нужно уметь делать специальные выкройки изделия, но и этого было недостаточно. Каждая пряжа имела своё качества, и часто после дней и ночей вязки, часть изделия вытягивалась, деформировалась, и нужно было всё распускать. Пришлось оставить это занятие вязкой, т.к. секретов создания вязаных изделий было много, а раскрыть их сама я не могла.

И вот однажды, мы – я, мама и папа летели самолётом в Москву. Мой брат к тому времени уже учился в институте имени Гнесиных, и мы ехали его навестить.
Случайно я села рядом с женщиной, которая вязала на спицах, соединённых пластмассовым проводочком, похожим на леску.

И опять встреча с феей! Не помню её лица и голоса. Всё было, как во сне! Она была необыкновенно изящна и элегантна. Её очень тронуло, что меня заинтересовало рукоделие, и вытащив из сумки маленький листочек, она написала цифры расчета петель, для вязки без выкроек и швов. Листочек этот я взяла из её рук, как герои сказок принимают от феи клубочек, который приведет к нужной избушке, или к волшебному озеру.

В Москве мама купила мне пряжи, и я сразу же начала вязать брату свитер, а после него маме костюм, а потом себе платье, пальто… Царицей я входила в любое здание, и не было человека, который не задавал бы мне вопрос – комплимент.  

Не нужны были выкройки, по ходу вязки, можно было мерить изделие – мягкие спицы позволяли это.
После этого случая я узнала, что феи летают и в самолётах.

Женщина (глава -17)

Глава17                                
 Если я спрошу у миллиона людей:
- Может ли женщина состояться без жизни в искусстве?
Миллион людей ответит мне, что конечно может. Масса девочек, девушек женщин не прикасаются к струнам гитары или скрипки, в глаза никогда не видели краски и кисти, совершенно не интересуются рукоделием, равнодушны к стихам и музыке и прекрасно при этом себя чувствуют.

Так ответят мне миллионы тех, кто не знает, как горько одиночество женщины, которая никогда не перелистывала стихи Марины Цветаевой и не дышала вместе с ней в рифме её шедевров. Как страшно было ей идти по жизни в обтянутой жесткой ткани джинсов, не умея сшить себе удобную и красивую одежду. Какое унижение испытывает женщина, когда она один на один с реальностью и мазурка Шопена,  или мудрость Шекспира не заберут её хотя бы на время в мир изящества и волшебства.

Не представляют себе миллионы людей, что потеряли девочеки, лишившись уроков рукоделия, занятий музыкой, балетом, театром…
«Кто же мешает?» - спросите вы
И я не знаю, что вам ответить.
«Пришла технология, электроника в жизнь» - пробормочу я робко
« Ну и что? Кто мешает девочке заниматься музыкой или рукоделием?»
«Никто не мешает – это правда. Но тогда куда пропало желание заниматься делами, которые развивали духовные и душевные качества девушки? Почему она не хочет сшить себе блузочку с нежным орнаментом? Почему она не может исполнить вальс? Почему, когда собираются гости они только едят и пьют? Почему никто не танцует?»
«Времена такие. Не до танцев»…

Можно найти ответы, и возможно, что среди них будут правильные. Но я вам хочу рассказать два случая из своей жизни, которые научили меня одеваться в одежду, созданную моими десятью пальцами. Говоря о жизни в искусстве, я имею виду любую деятельность, связанную с творчеством. Выращивать огурцы и цветы в саду, сочинять сказки, рисовать и лепить – это всё искусство, не имеющее возраста.

Зачем в наши дни рукоделие, когда всё можно купить, рисовать, шить, выращивать овощи?
Во-первых, не всё можно купить. Например, того, что я хочу, нет и никогда не было. Я говорю о внутренней свободе и желании жить. Этого не купишь ни в одном магазине! Тот, кто сам умеет испечь хлеб и сшить себе рубаху, всегда считался счастливым человеком.

В выпускном классе я не дружила ни с кем. Так получилось, что моя семья переехала в другой район города, и поменялась школа. Нужно было заканчивать десятый класс и поступать в институт или в училище искусств. Я собиралась стать или историком, или музыкантом.

Все мои друзья школьные и дворовые остались в прежнем районе, и нужно было справиться с грустью, которая прибыла ко мне на постоянное место жительства.

Часами занималась музыкой, как все дети музыканты, появился интерес к гуманитарным предметам, да и, несмотря на то, что в математике я была не сильна, но уроки готовила на свой максимум.

В доме уже все спали, а я сидела за длиннющими алгебраическими примерами, за сочинениями, за контурными картами.

Последняя парта была моим любимым местом в классе. Жаль, что не у окна, а в среднем ряду. Долго сидела одна. Ко мне, новенькой, никого не подсаживали.
После бурной и веселой жизни в прежней школе, в новой школе была самая настоящая тоска.

И вот однажды ко мне подсела девочка, полноватая красавица с синими глазами. Она подмигнула мне, я не поняла почему, и что-то спрятала в руках под партой. Через какое-то время, я увидела, что руки её вяжут. Она преданно смотрела на учителя, а её пальчики сами вязали что- то очень интересное.
Не двигаясь, и не задавая вопросов, чтобы не привлечь к ней внимание учителя, я еле дождалась перемены.

Чудо, которое она показала мне, когда, наконец, прозвенел звонок, поразило меня.
Я ощупывала мягкую связанную ткань, как пушистого котёнка. Сразу же захотелось научиться управлять этими железными палочками, называемыми спицами.

Рая Усманова, через 46 лет я пишу о тебе, как о моей учительнице по вязанию.
Ты, умница, не согласилась учить меня вязанию быстро и суетливо на короткой перемене, а солидно пригласила к себе домой вечером.

Страсть!!! Слышите меня? Мною овладела сильнейшая страсть. Время разделилось на часы и минуты, и стало отсчитывать свои шаги до встречи, которая была мне так необходима.

На первом этаже нашего дома был замечательный магазин «Галантерея» - там можно было купить абсолютно всё. Не было дня, чтобы я не забегала туда, просто поглазеть на товары самого разного рода. Конечно, там нашлись и спицы.

Пряжу мне дала вечером Рая. В квартирку, где жила эта славная девочка, уже пришли сумерки, а я всё продолжала тренироваться около моей новой «учительницы», которая очень внятно обучала меня основам вязания. Мы уже подошли к моменту, когда у меня начало получаться, и вдруг… погас свет. Уставившись друг на друга в полной темноте, как две кошки с горящими от нетерпения глазами, мы поняли, что в доме нет электричества.
Рая была спокойна:
- Продолжим завтра – сказала она, и я заподозрила, что ей уже надоело сидеть рядом со мной, согнувшись и смотреть, как медленно я схватываю движения рук и пальцев, необходимых в вязке.
Увидев фонарь перед окном, я взмолилась:
- Раечка!!! Миленькая!!!! Пожалуйста, пойдём на улицу, там всё видно!

Если она и сопротивлялась, то не долго, перед моим сумасшедшим желанием научиться вязать два вида петель. Лицевые я уже освоила, но изнаночные, такие трудные!

Я как - будто и сейчас стою под фонарём на той темной улице, и эта рукодельница девочка продолжает свой великолепный урок. Нет! Улица была не темной, она светилась от снежно – синего оттенка, который я полюбила на всю жизнь. Сияние!!! Это слово я искала сейчас и нашла! Вокруг нас всё сверкало красотой – её глаза, как синие озёра, обрамленные черными ресницами, пухленькие ручки и добрые слова, которыми она меня хвалила.

Утром я её поразила! Ночь не прошла зря – беглость моих движений приближалась к виртуозности.

Больше мы не встречались. Милые приятельские отношения – это всё, что осталось, после той встречи. Но годы, когда я одевалась в дивные платья и кофточки, когда рождались мои малыши, и их уже ждала теплая цветная одежда, связанная моими руками, я говорила спасибо Рае Усмановой, синеглазой красавице, как из сказки.

Женщина (глава - 16)

Описываю я свою жизнь не для того, чтобы показать её исключительность, а только потому, что с детства видела всё меня окружающее, как мир мудрости, в котором многому можно научиться.
События, люди, радости и горести – всё имело смысл и значение. Из всего, что происходило со мной, не сразу, а со временем вырисовывался вывод, после которого можно было продолжать свой путь.
                                        
Первая влюблённость мешала – музыкальная школа с программами и выступлениями, уроки, домашние дела...

Я не могла уделить ей внимания. Любовь, в моём понимании, так и осталась, как дыхание ранней весны, когда проваливается рыхлый снег и солнце на закате окрашивает вдруг всё невероятными красками. Подснежники, такие же неожиданные, как и неуловимость состояния, в котором ты очутилась и живёшь.
   
Прогулки по трамвайным рельсам, встречи на переменках и всегда плечо друга. Он видел меня птицей редкого оперения! Через 45 лет нашего союза мы оба полюбим фотографировать красивых птиц. Будем приходить на озёра, куда слетаются птицы со всего мира и, не уставая, любоваться их необыкновенной красотой.

Были, конечно, и ссоры и споры и тяжёлые времена, но я всегда оставалась для него птицей редкого оперения. Он даже не приручал меня, никогда не дрессировал. Любовался! И создавал условия достойные моего оперения.
  
На первые свои свидания я выходила в платьицах, которые шила себе сама.
Ситчик ли, штапель, фасончик скромный и нарядный. Слово «фирма» ещё не появилось.  

Для меня, пятнадцатилетней, любовь открыла двери, как в раннюю весну. Я гуляла по её просторам, вдыхала ароматы природы, и царство это волшебное незабываемо.

 Любовь моя всегда была на пьедестале. Даже грустила она с высоко поднятой головой. Как у Ахматовой: «Я не из гордости-из горести так гордо голову несу...»
          
Первые чувства любви и ощущения женственности были настолько робкими и нежными, что только я их и помню – окружающие меня близкие, не догадывались о переменах в моём восприятии себя и мира.

Тайна, доверенная мне природой была настолько радостной и окрыляющей, что просто невозможно было поделиться этим богатством ни с кем – никто бы и не понял. Поэтому женственность, подаренную мне так щедро, я прятала всю свою жизнь в делах или полушепотом доверяла единственной подружке, которую судьба привела в мою жизнь.


В летящую птицу бросили камень…
Вскрикнула, падая: «  Конец пути!!!»
А ты говоришь ей: «Вставай, же Птица!»
Она умерла, а ты ей: «Лети!

Спеши попросить у них  прощенья,
У тех, кто камень кинул в тебя -
Они же властители, мы к ним с уваженьем,
А камни кидают они любя…»

В любви признавались и Гитлер и Сталин,
И тот, кто убил своих же детей.
Горе нам, птицам, в свободном полете
Не видим подлости нелюдей.

Мы  творчески мыслим, рисуем замки,
И верим наивно, что нас поймут…
Но гнусный диктатор вычисляет смелых,
Прислужников шлёт, а они бегут.

Их суета и фальшь в улыбке,
Спина услужливо гнется вниз.
Они подталкивают смелых к краю,
Превращая жизнь их в тонкий карниз.

И вот в чем вопрос,  вы мне скажите,
Почему им надо  бежать, исполнять?
А правду важную, как свежий воздух,
В шепот трусливый взять и загнать?

Лежит в ущелье бездыханная птица,
Ты ей кричишь: « Птица, лети!!!»
Но подло брошен в неё камень,
И камню нужно сказать: «Прости…»

Канули в пропасти наши таланты,
Всех непокорных, отбросив ногой,
Жить продолжает на свете невежество,
Толк в нем, скажите, где и какой?