09.11.2014

Далеки от идеала... (?)

Многих своих знакомых и друзей я разочаровала только потому, что никогда не была идеальной. Боль и раздражение вызывали у меня встречи и контакты с людьми, которые тоже были далеки от идеала. 

Совершенство! Мы хотим или не хотим, но всё с чем сталкиваемся, сравниваем с идеалом. Пробуем пирог или пирожное, слушаем музыку, знакомимся с кем-то, покупаем одежду, смотрим телевизионную передачу или фильм …. Постоянно сверяем все стороны нашей жизни с идеалом. Как побелены стены, как уложена прическа, как наш ребенок ведет себя за столом, как учительница преподает, как к нам относится муж или наша подруга? В отражении зеркала мы видим постоянный свой критический взгляд. Даже во сне мы что-то обсуждаем, сравниваем, вспоминаем, оцениваем...

Мне трудно было понять, что совсем не у всех есть музыкальный слух и хорошая память. Не все люди хватают звезды с неба. Когда-то занятия музыкой были только поводом для удовольствия. 

Но со временем груды нот наваливались на детей с самого начала обучения, и музыкант превращался в штангиста, который должен справиться с всё увеличивающимися трудностями.

В России прошлого века вся педагогика и психология была направлена на развитие способностей человека. С первого класса ребенок получал отметки: красными чернилами за каждое выполненное задание ставилась отметка.

Первые палочки и нолики выводит детская рука. Отметка! Причем без снисхождения. 

Оценивалось поведение ребенка – ему предстояло понять, почему за шутку с соседом по парте двойка по поведению. Внешний вид: прическа, длина платья, манеры – всё должно было соответствовать идеалу времени и места. Никаких поблажек в учебе – параграф в учебнике, и будь любезен разбираться в материале, в котором и учителя то часто не могли ничего понять. Историю страны, обычно, преподавали директора школ, чтобы ни у кого не возникало сомнений, в том, что на каждой странице ложь и пропаганда.

Фрейд, Жан Пиаже и ещё можно назвать имена великих ученых, которые провели линию между тем, как подходили к воспитанию в России и в странах, которые всё-таки существовали, несмотря на то, что информации об этих странах не было. Когда же границы открылись, разница между подходами к воспитанию человека бросилась в глаза.

Нетребовательность и снисхождение! Это первое на что обращаешь внимание в системе воспитания не по русским методикам.

Почему нетребовательность? Почему снисхождение? Сейчас как раз возраст, когда надо "драть три шкуры", а в отношениях между родителями и детьми, между учителями и воспитанниками, даже нет дистанции!
Все обращаются другу к другу на ты, панибратство, нет отметок в школе, родителям разрешено вмешиваться в учебный процесс, а учителя всего лишь обслуживающий персонал, который часто раздражает учеников. Студенты не просто ставят оценки своим преподавателям, а решают: оставлять этого профессора на его должности или он не соответствует занимаемой должности.

Почему так по-разному подходят к одним и тем же задачам? Почему возникли эти два мира в отношениях между людьми?

Мы часто обращаем внимание на инфантильность, на избалованность, изнеженность, против которой я ничего не имею, потому что эти черты и качества являются гранями женственности, например.

 Но очень часто трудно построить дружеские отношения с человеком, который и в 40, и в 50 лет видит себя пятилетним ребенком.

Сама себе я тоже никогда не нравилась: серьёзность, желание разобраться, понять то, что иногда невозможно объяснить…  Долго жила по формуле: "Сама виновата!", пока не поняла, что эта формула часто мешает относиться к себе по-человечески.

Идеальных людей нет. И я не идеальна. Сначала молодость с её зигзагами, взлетами и падениями, а сейчас возраст, когда идеал отплывает, как корабль, всё дальше и дальше…. 

Лишний вес – сколько мы стараемся привести себя в норму, и всё бесполезно, между прочим.  В какие-то давние времена, мы были бы вполне красивы с таким весом, а сегодня ходим к врачу и нас не то, что стыдят, а пугают!


Особенности характера, за которые мы себя ругаем, а может быть это наши достоинства?


Хотелось бы, в конце концов, понять: снисходительность, великодушие, терпение – нужны ли эти качества в отношениях между людьми.
Правильно ли нас понимают, когда мы великодушны и терпеливы?