Многих
своих знакомых и друзей я разочаровала только потому, что никогда не была
идеальной. Боль и раздражение вызывали у меня встречи и контакты с людьми,
которые тоже были далеки от идеала.
Совершенство! Мы хотим или не хотим, но всё
с чем сталкиваемся, сравниваем с идеалом. Пробуем пирог или пирожное, слушаем музыку,
знакомимся с кем-то, покупаем одежду, смотрим телевизионную передачу или фильм
…. Постоянно сверяем все стороны нашей жизни с идеалом. Как побелены стены, как
уложена прическа, как наш ребенок ведет себя за столом, как учительница
преподает, как к нам относится муж или наша подруга? В отражении зеркала мы
видим постоянный свой критический взгляд. Даже во сне мы что-то обсуждаем,
сравниваем, вспоминаем, оцениваем...
Мне
трудно было понять, что совсем не у всех есть музыкальный слух и хорошая
память. Не все люди хватают звезды с неба. Когда-то занятия музыкой были только
поводом для удовольствия.
Но со временем груды нот наваливались на детей с
самого начала обучения, и музыкант превращался в штангиста, который должен
справиться с всё увеличивающимися трудностями.
В России
прошлого века вся педагогика и психология была направлена на развитие
способностей человека. С первого класса ребенок получал отметки: красными
чернилами за каждое выполненное задание ставилась отметка.
Первые
палочки и нолики выводит детская рука. Отметка! Причем без снисхождения.
Оценивалось поведение ребенка – ему предстояло понять, почему за шутку с
соседом по парте двойка по поведению. Внешний вид: прическа, длина платья,
манеры – всё должно было соответствовать идеалу времени и места. Никаких
поблажек в учебе – параграф в учебнике, и будь любезен разбираться в материале,
в котором и учителя то часто не могли ничего понять. Историю страны, обычно,
преподавали директора школ, чтобы ни у кого не возникало сомнений, в том, что
на каждой странице ложь и пропаганда.
Фрейд,
Жан Пиаже и ещё можно назвать имена великих ученых, которые провели линию между тем,
как подходили к воспитанию в России и в странах, которые всё-таки существовали,
несмотря на то, что информации об этих странах не было. Когда же границы
открылись, разница между подходами к воспитанию человека бросилась в глаза.
Нетребовательность
и снисхождение! Это первое на что обращаешь внимание в системе воспитания не по
русским методикам.
Почему
нетребовательность? Почему снисхождение? Сейчас как раз возраст, когда надо
"драть три шкуры", а в отношениях между родителями и детьми, между
учителями и воспитанниками, даже нет дистанции!
Все
обращаются другу к другу на ты, панибратство, нет отметок в школе, родителям
разрешено вмешиваться в учебный процесс, а учителя всего лишь обслуживающий
персонал, который часто раздражает учеников. Студенты не просто ставят оценки
своим преподавателям, а решают: оставлять этого профессора на его должности или
он не соответствует занимаемой должности.
Почему
так по-разному подходят к одним и тем же задачам? Почему возникли эти два мира
в отношениях между людьми?
Мы часто
обращаем внимание на инфантильность, на избалованность, изнеженность, против
которой я ничего не имею, потому что эти черты и качества являются гранями женственности,
например.
Но очень часто трудно построить дружеские отношения с человеком,
который и в 40, и в 50 лет видит себя пятилетним ребенком.
Сама
себе я тоже никогда не нравилась: серьёзность, желание разобраться, понять то,
что иногда невозможно объяснить… Долго
жила по формуле: "Сама виновата!", пока не поняла, что эта формула часто
мешает относиться к себе по-человечески.
Идеальных
людей нет. И я не идеальна. Сначала молодость с её зигзагами, взлетами и падениями,
а сейчас возраст, когда идеал отплывает, как корабль, всё дальше и дальше….
Лишний
вес – сколько мы стараемся привести себя в норму, и всё бесполезно, между
прочим. В какие-то давние времена, мы
были бы вполне красивы с таким весом, а сегодня ходим к врачу и нас не то, что
стыдят, а пугают!
Особенности
характера, за которые мы себя ругаем, а может быть это наши достоинства?
Хотелось
бы, в конце концов, понять: снисходительность, великодушие, терпение – нужны ли
эти качества в отношениях между людьми.
Правильно
ли нас понимают, когда мы великодушны и терпеливы?