26.02.2011

Запомнить всё.

Запомнить всё, не ошибиться-
Так важен жест, и взгляд, как стон...
На сцене может текст забыться-
И страху ты не скажешь: «Вон!»

Он  мрачно бродит, заставляет
Учить слова, ворчит... и вновь
Тебя как - будто проверяет
И входит в нервы, в плоть и в кровь!

Идешь по улице, бормочешь,
Прикрыв глаза, ты видишь текст.
И даже отдохнуть не хочешь -
Слова упрямы, как протест!

Без грима и без декораций
Сидишь в углу - зубришь слова,
И ищешь нужных интонаций...
Горят глаза - это сова,

Она, ночной экзаменатор:
«Не спи! – кричит - ещё не всё!»
Ей я устало улыбаюсь,
И тишину мне ночь несёт...

Сейчас, на фоне темно-синем,
Мой текст со звёздами звучит!
И страх на время отступает,
Со мной Искусство говорит.

Заполнят зал, меня полюбят,
И правды сильная рука!
Судьба артиста-выступленья,
И жизнь на сцене нелегка!

Но занавес поднимет Время,
Оркестр, свет прожекторов!
И я открою двери Чуду,
Оно придёт из добрых снов.

Смотрю в глаза, и пониманье,
Как птицы чуткие в лесу!!!
И не заметит добрый зритель,
Что текст тяжёлый я несу.

25.06.08 ночь.
  

Любимцы публики

Нам много и часто рассказывают, что загорать вредно.  Все знают, что солнечные лучи не безобидны –ожог, облучение….  Эта тема постоянно подается и изучается.
А вот про оголенность души, точных указаний нет. Известно, что юность  очень ранимый период. Ещё старость беззащитна…. И всё! А что с остальными? А в тридцать лет человек не чувствителен к насмешкам, например? Или в пятьдесят лет легко переносится предательство?
Раздеться перед публикой, в прямом смысле этого слова, совсем не просто. Балерине, выходить на сцену с голыми ногами, руками и спиной…. Мы все знаем, что пуанты – это не домашние тапочки. Иногда пальцы ног артистов балета превращаются в мясо….
А душа? Кто-то же должен быть тамадой. Вот и выбирают человека, способного веселить народ. Тот, кто был в этой роли хотя бы один раз, знает, что это такое. Сидит перед тобой группа, а иногда толпа народу, и нужно их развлекать. Для многих эта деятельность – страшный сон. Но кто то же должен быть тамадой!
Масса случаев, конфузов, печальных и трагических историй можно рассказать о людях, которые по роду своей службы обязаны «раздеваться» перед публикой, чтобы заинтересовать её и не разочаровать.
Преувеличенность в выражении эмоций, блеф  – это условие для успеха на публике. И вот тут то начинаются проблемы… Кто-то относится снисходительно и великодушно, кто – то радуется вместе с тем, кто из кожи вон лезет, только бы развеселить народ. А кто-то холодно критикует… Есть ещё и те, кто мешают. Помешать выступающему очень легко – он беззащитен!
Сати  Спивакова в своей книге «Не всё», описывает случай, который произошел во время концерта её мужа, Владимира Спивакова, в Америке. На огромной сцене он, исполняющий соло в произведении И.С.Баха, получил удар в живот… пластиковая бомба, разорвалась ярко –красной краской на белоснежной рубашке музыканта. Он был уверен, что  ранен, и что хлынула кровь!  Многие описывают этот случай, восторгаясь мужеством великого музыканта, который не среагировал и продолжил своё выступление в Корнеги – холл. Великий Владимир Спиваков, великий Иоган Себастьян Бах, тысячи зрителей … и все беззащитны перед тем, кто решил помешать.
Но есть ещё один аспект, о котором стараются не говорить: близкие люди, как они относятся к тому, кто «оголился» перед широкой публикой?
 Мы знаем, что многие знаменитые и великие артисты, живут в одиночестве. И одна из причин – не хотят слушать комментарии от близкого, но непонимающего человека. Они предпочитают зайти после выступления в пустой дом, принять ванну, поужинать дома или в ресторане и отдыхать. На выслушивание глупостей нет сил.   
Немногие знают то, что я сейчас скажу: сорок восемь часов после выступления, человек находится в таком обостренном состоянии чувств, что любая критика или саркастическое замечание воспринимается им, как нож в сердце. Тот, кто «оголялся» в своих чувствах и в поведении – на сцене, или просто при гостях в привычной компании, не может вынести даже утонченной иронии или просто равнодушного холода.
 Каждый «оголившийся» на публике спрашивает себя: «Как я был?» И ответ его самому себе не объективен. Он критикует себя, даже в случае большого успеха.
Есть описания выступления известного пианиста Станислава Рихтера, который раскланивался перед, аплодирующей стоя, публикой, принимал букеты цветов, проходил к выходу через коридор поклонников ….  заходил с черного входа опять в здание, где он выступал, и начинал ,как он говорил: « работать на ошибками». Т.е. только он знал, где он исполнил не так, как хотел, и он тут же, после тяжелого концерта, начинал работать, чтобы ещё что – то подшлифовать.
Критика людей, не разбирающихся в искусстве и в психологии выступающего, подобна камню, брошенному в птицу.
Совсем недавно я по – новому для себя прочитала притчу, которую позволю вам подать, как пример непонимания ситуации, возможно, что и шокирующей:
«Давид  и Мельхола превратились в чужих людей. Библия приводит эпизод, который положил конец их любви. По иронии судьбы это было празднование по поводу возвращение Давида из военного похода в Иерусалим.

В порыве радости он плясал безудержно, почти неистово, перед глазами тысяч подданных своих.

Наблюдая всю эту сцену из дворцового окна, Мельхола почувствовала отвращение к зрелищу, которое устроил царь в своей несдержанности. И когда царь вернулся, она встретила его с холодным сарказмом: " Как отличился сегодня царь Израилев, показав себя сегодня…, как показывает себя "чернь"".

Было ли оправданным испепеляющее замечание Мельхолы?

 Действительно ли Давид вел себя так, что принизил величие своего статуса?

 Возможно, вне зависимости была права или нет Мельхола, её бестактная критика привела к вспышке бешенства Давида, в его великий день победы.

 Данное замечание Мельхолы стало началом трагедии.
" Пред Господом, который предпочёл меня отцу твоему и всему дому его, плясал я!"

Слова Давида никак не были связаны с сущностью критики Мельхолы. Так поступают многие из нас, когда подвергаются критике. Он "рубанул с плеча", ударив в самое больное место Мельхолы (отвержение Богом её отца и последующая его смерть вместе с тремя её братьями от рук филимтимлян).

И в следующем стихе библии сказано: " И у Мельхолы, дочери Сауловой, не было детей до дня её смерти". Почему здесь говорится о бездетности Мельхолы?

Вероятно после столь жестокой перепалки – вполне могли быть и другие – Мельхола и Давид больше никогда не вступали в близость.

Момент, затронутый в Библии, сегодня столь же актуален, как и за тысячу лет до нашей эры.
Находясь в гневе, мы склонны делать крайние и неразумные замечания».
(«Слова, которые ранят, слова, которые исцеляют»). Иосиф Телушкин

У мудрости древних притч есть чему учиться. Но меня поразила и то, какой тонкий аспект нашей жизни поднимает эта история.
Если мы подумаем, то возможно поймём, почему так много детей бросило занятия музыкой, танцами. Почему мы не хотим, даже умея, читать стихи, сочинять, рисовать, танцевать, петь и т.д. - «оголяться» перед чужими, а иногда и перед близкими людьми.
Артистическую натуру надо понимать! И воспринимать её такой, как она есть. Но и этого не достаточно. Нужно знать, как хрупок и беззащитен тот, который подает себя героем и любимцем публики.


Какой-то странный силуэт
Всё время в отдаленье…
И в дождь, и в холод, и в жару
В бессмысленном мученье.

И взгляд его давно проник
В дела, и в мысли, в чувства,
Он, сгорбившись, всегда стоит,
И без него мне пусто.

В зелёной завади пруда-
Он здесь повсюду и всегда...
Я уставала, шла без сил-
Он на руках меня носил.

Сейчас ты, странный силуэт,
Всё время в отдаленьи...
И в дождь, и в холод, и в жару
В бессмысленном мученье.