31.01.2011

В пятнадцать лет...

В пятнадцать лет мне было ясно-
Красив лишь сильный человек!
А время было не Барокко…
Не важен был тогда мне век.

Если играю менуэты,
То с Бахом, значит, говорю...
И голос мудрый Окуджавы-
Я до сих пор его люблю!

Была сильна! Сегодня странно:
А чем же я была сильна?
Надеждой, верой и делами-
Из детства их с собой взяла!

И ветер смелый был попутным,
Тропинка лесом и друзья...
На кухне чай мы распивали
И все мы точно тогда знали-
От песен крутится Земля!

...Ну а потом вагон последний,
И в поезде одна сижу.
А за окном мелькают годы-
О них сейчас я расскажу:

«Балладу о солдате» - помнишь?
Такой смотрели вместе фильм.
Открылась бездной Катастрофа...
Мы что над пропастью летим?

Вдруг мир предстал в иной одежде:
Враждуют люди! Почему?
Цветы, рассветы, грозы в мае!
Что делят? Страны? Не пойму...

Да, в двадцать лет эти вопросы
Построили мне свой забор.
А молодость смеялась глупо...
Её прервал вдруг Взгляд-укор:

«Чего смеёшься? Ты лишь гостья!
Веди себя, прошу, скромней!
Запрячь подальше все таланты-
Не думай, что ты всех умней! »

Нет, нет – я не умней, поверь мне!
Лишь посмелей, лишь посильней...
И начались тогда скитанья
В туннелях юности моей.

Познала вкус измен, страданий,
И страх встречался там не раз,
Преграды, бури испытаний,
И время не щадило нас.

Я помню очереди, ругань,
Газеты - серая строка:
Там об успехах нам кричали...
«Построим счастье на века!»...

Я отошла, лишь отдышаться-
Купила ложь, как липкий груз,
Не знала плакать иль смеяться:
А Взгляд исчез, как подлый трус!

Что можно в этой жизни сделать?
Как повлиять? Как уберечь?
Как объяснить и всё поправить?
Сидеть и молча зло стеречь?

Ногой открыла двери гроба-
Пусть там останутся в ночи
Сомнения, страх! А взгляд сердитый
Мне что-то в спину вновь кричит...


А я его уже не слышу-
И жизнь моя вперёд летит!
Там юность я в слезах оставлю-
Она меня потом простит.

В серьёзных днях и в книгах умных,
Услышу - колокол звучит!
И голос песни настоящей
Со мной в те годы говорит!

Пришло ко мне, как счастье в детстве,
Желанье петь и рисовать,
Мы краски жизни отыскали,
Стихи с собой решили  взять.

Но вой сирены вдруг ворвался-
Я только правду вам пишу-
Война глазищами своими
Пугает! ...Я уйти спешу

В просторы света, ароматов,
Гитары дивная струна!
Так продолжаю путь и знаю-
Я в этой жизни не одна!

Женщина (глава -15)

А вот перевод в музыкальную школу был сложным и грустно – смешным.
Я проучилась музыке только полтора года, и теперь мне предстояло быть принятой в класс фортепиано в большом новом городе. На этом перекрестке моей жизни произошло интересное событие, которое я попытаюсь описать.

Мама получила адрес, дату и час для того, чтобы повезти меня на прослушивание к педагогу. Моя судьба зависела от этого прослушивания, но я не волновалась. Мы с музыкой настолько  любили друг друга, что совершенно не интересовались
мнением окружающих о нас.

В зимнее морозное утро мы с мамой нашли нужный нам дом и подъезд, поднялись по ступенькам и уткнулись в дверь на первом этаже.  «Кто там?»  - послышался заспанный голос. Мама что-то ответила через закрытую дверь… «Приходите через два часа» - ответил заспанный голос.

Два часа мы с мамой провели в подъезде около батареи. Мама умела без единого слова мимикой показать грустное недоумение…
Ровно в «назначенный» заспанным голосом час нам открыли дверь, и мы очутились в тепле квартиры. Я сразу же уставилась на бархатные птички, которые цеплялись за тюлевые шторы на окне. Сама педагогиня встречала нас в длинном халате, и без лишних разговоров попросила сыграть гамму соль мажор. Я знала все мажорные и минорные гаммы, аккорды и арпеджио – мой первый учитель был требователен в отношении гамм и упражнений. Исполнила я ей ещё что-то, но помню, что она всё не дослушивала…. Обрывки пьесок повисали в этой квартире, как бархатные птички, и звучали не лучшим образом, наверное…

«Ваша девочка не подходит к занятиям музыкой. Ей не нужно дальше учиться» - сказала педагогиня в халате, обращаясь к маме. Я ей была неинтересна с самого начала.  «Как?!!!» воскликнула мама, но мы уже были на улице.

Интересно,  что через семь лет мы встретимся с этой педагогиней ещё раз – она будет преподавать предмет «Анализ музыкальной формы» в училище искусств, где я получу у неё на экзамене пятёрку. Она не узнает меня, конечно. А я её запомнила на всю жизнь и говорю ей спасибо. После этого случая, тогда в детстве, я не боюсь не соглашаться с мнением других. Своя голова на плечах обязана быть.

Повторное прослушивание состоялось уже в музыкальной школе, в которою меня приняли, как в свою семью. Директор виолончелист был в течение долгих лет, не только директором ученицы, но и преподавателя. Получив профессиональное музыкальное образование, я проработала в этой замечательной школе много лет.

В то утро, когда я была принята в класс доброй и умной учительницы, узнала с удивлением, что за полтора года мой первый учитель прошел со мной программу шести классов музыкальной школы.
Я догнала своих сверстников и уже никогда не чувствовала себя переростком.

Женщина (глава 14)

Все музыканты знают значение тоники в музыкальном произведении.
Точно так же, как мы чувствуем движение, пульс, ритм каждого дня, существует ещё и сочетания людей, которые называют гармонией. Так вот в гармонии есть аккорд, который определяет тональность произведения. Это Тоника! Свою лучшую подругу в школьные годы я назвала Тоникой.
Мелодия моей жизни была не всегда веселой и бодрой, скулящие созвучия всегда напоминали о тревогах и опасностях, но Тоника выстраивала все гармонии так, что смысл и разумность событий успокаивали и давали чувство уверенности.

К Ирише меня притянуло магнитом. В старших классах, по сценарию жизни, мы оказались вместе и не только в школе. К ней можно было прилететь на крыльях по заснеженным улицам. Верхний этаж, знакомая дверь и ломоть вкусного хлеба, варенье из прозрачных ранеток, чай в граненом стакане уже ждали.

Я была не единственной её подругой, но любимой. Она, как всякая Тоника, была надежна и сильна своей преданностью. Мы крутились перед зеркалом, учились завивать бигуди, шить юбочки и блузки – она открыла мне дверь в юность, с которой и сегодня я не тороплюсь расстаться.

Глаза моей Тоники, цвета морской волны, были полны мудростью. С уверенностью могу сказать, что ум дается человеку в подарок с детства. Никакие знания не смогут научить человека быть щедрым, великодушным, ласковым, добрым. Мы никогда не ссорились, не спорили. Я слушала и смотрела на неё, как на прекрасную фею. Её советы и участие в моей жизни   незаметно построили моё женское счастье.

Ещё до встречи с ней я дружила и поссорилась с мальчишкой из нашего класса. Не представляю себе, как девочки тринадцати лет могут встречаться с мужчинами, менять их. Я, встретив свою любовь в тринадцать лет, не была готова к ней, поэтому в панике рассталась, думая, что поступаю правильно.

Ириша, моя дивная Тоника, очень спокойно и мудро, поставила все акценты в происходящих событиях так, что мы с моей любовью встретились в её доме, помирились и остались вместе на всю жизнь.

Это произошло на вечеринке после Нового года. Катушечный магнитофон  и музыка шестидесятых лет. Мальчишки из параллельного класса вдруг превратились в юношей. Я училась у своей подруги быть спокойно – элегантной, доброжелательной и гостеприимной. Тот, с кем я поссорилась, в тот вечер принял решение не расставаться со мной никогда. 

Сегодня я точно понимаю, что дала мне эта удивительно мудрая девочка в начале моей жизни, как женщины. Она убрала Страх с моей дороги. Её чувство юмора, не утраченное с годами, окрасило нашу жизнь цветами молодости. Мы были сильны и счастливы!
Моя Иришка, как Тоника, притягивала к себе друзей, и рядом с ней строился самый устойчивый и стабильный  аккорд наших отношений.

Женщина (глава - 13)

 Получила письмо,  в котором моя подруга, блестяще рисует период нашей ранней юности:
«Мы очень выразительно друг на друга смотрели, но не долго. Кто  там с тобой сидел я не помню, но мы этого товарища выселили и уселись вместе. Вот тут все и началось! Я только помню, что когда ты ушла в другую школу, я никого к себе  за парту не пускала.

Потом насильно ко мне внедрилась Надя. Мы с ней жили в одном доме и дружили. Она сама до сих пор все смеется. А я тосковала по тебе.  Красивая ты была и с косой, а когда косу обрезала, сразу как-то повзрослела, и вообще красавица стала.

Тебя ревновали ко мне. Это я помню. Надя пришла в класс после тебя, и тоже была с косой, но ей косу я обрезала сама на второй день, после того как она внедрилась ко мне за парту.  Наши правильные девочки решили, что это мое тлетворное влияние и на тебя и на Надю…

Я не очень помню все нюансы того времени, но было здорово! Ты вся в любовях, а у меня  что-то на этом  фронте было глухо.
Да, я играла Барышню-крестьянку ( твою служанку, между прочим).

Вот вспоминаю, и всегда ты у меня перед глазами стоишь именно такая: перемена, двери класса открыты и оттуда солнце падает на тебя. Ты стояла с девчонками. С короткой, только - что сделанной стрижкой, волосы блестят, глаза рыжие светятся, ты смеешься, щуришься. Прелесть, что такое !!!!!!!!!!!!!!! По-моему, ты себя очень хорошо ощущала и знала, что всем нравишься.
А потом ты помнишь, сколько песен ты мне первой играла и пела? Ты все пиши».

Ириша, мой самый близкий человек,  не написала, что служанку она играла в пьесе А.С Пушкина  потому, что роль её была сложнее, а я, видимо из-за того, что была
« вся в любовях» не могла запомнить элементарный текст, и поэтому получила роль барышни и молчала, как рыба.

В выпускном классе, я переехала в другую часть города вместе с родителями. Меня перевели в другую школу и пришлось расстаться с друзьями и учителями, которых любила.

По инерции продолжала кокетничать, наряжаться, но чувствовала себя чужой. Попытки наладить новые контакты в классе заканчивались неуспехом.

В один осенний день, усевшись на своё место после звонка на урок,  я почувствовала два пальца на своём затылке. Это один из учеников, сидящих за мной, приставил свои пальцы к моей шее и сказал: «Жаль, что у меня нет электричества в пальцах, а то убил еврейку»!

Гробовая тишина в классе поддержалась и учительницей, которая не проронила ни слова. Я взяла свою сумку и ушла домой. Запомнилась ухмылка того, кто сидел рядом с моим потенциальным убийцей.
Вечером мальчишка из прежней моей школы дал по наглой физиономии и тому, кто мечтал убить меня электричеством своих пальцев и тому, кто ухмылялся. Больше никто в этом новом классе не пытался обидеть меня. Поняли, что я не одна.

Женщина (глава -12)

Переезд в другой город, конечно, был событием для меня. Не грустила, а радовалась предстоящим переменам. Мы уезжали в большой город, а это всегда интересно! Терять нам было нечего. Мы чувствовали, что страницу жизни нужно переворачивать.
Можно было оставить все неприятности за спиной. В отъезжающем зимнем поезде, я поклялась себе никогда не врать. Моё фантазёрство почему-то пугало меня в детстве. Только через годы я пойму , что умение создавать художественные  образы в обыденной жизни - это дар воображения, которым ещё предстояло научиться пользоваться.

Папу пригласили на работу по его профессии, нас ждала маленькая квартирка в новом доме рядом с изумительным лесом. Годы я буду по тропинке спускаться по оврагам к большой реке, и красота природы этого места останется для меня эталоном на всю жизнь.

В новой общеобразовательной школе я была сразу принята. Дружный класс и общая обстановка сразу же понравились мне. Это была очень хорошая школа, с прекрасным учительским коллективом. Или это совпало с возрастом или с атмосферой в школе, но захотелось менять прическу, на школьном коричневом платье вышить цветных бабочек по подолу, и мамина красная кофта казалась мне шиком необыкновенным. Когда меня за баловство выгоняли с урока, школьный коридор предлагал мне массу зеркал, в которых можно было видеть и запомнить себя тринадцатилетнюю…
         
 Много я встретила в своей жизни людей, ругающих учителей. Может быть, они и правы, спорить не буду. Но для меня учитель был всегда помощником в маршруте, который я сама бы не прошла. Тамара Борисовна – по математике, Зинаида Васильевна – литература, Екатерина Петровна – география, Рима Габдурахмановна – учительница биологии, Елена Васильевна - преподавала в параллельном классе литературу, но мне её тепло тоже перепадало,  Борис Эрнестович - великолепный классный руководитель, оставшийся другом сотен своих выпускников ... И наш золото директор Нурилла Халилович – необыкновенно умный и талантливый педагог!
Каждый из моих учителей остался в памяти, как настоящий друг, которому можно было доверять.
Школьные диспуты и вечера, уроки с завораживающей тишиной, на фоне которой голос учителя рисовал картины географии и истории, литературной мысли великих писателей и поэтов, тайны математических формул и беседы доверительные и незабываемые.
Я никогда не была отличницей в школе, мне никто не пообещал быстрых успехов в жизни. Запомнилась справедливость учителей, которая научила правильному адекватному отношению к себе и к другим.

  Эти люди останутся в моей судьбе на всю жизнь. Не помню ошибок в их поведении или преподавании. Сегодня так много критикуют учителей, а мне, кроме спасибо, нечего  сказать моим незабываемым годам, проведённым в школе, а потом в училище и институте.

Меня воспитывали, обучали, строили и готовили к жизни.
Передо мной никогда и никто не заискивал, не делал поблажек, никто не боялся, что я брошу, оставлю то, чем занимаюсь. Учителя безжалостно ставили мне двойки и единицы, вперемежку с пятерками. Справедливость и строгость, богатство и благородство души, кругозор и любовь к своему предмету – это мир моих учителей.

Я никогда не присматривалась – любят меня или не любят. Главное – это его величество Урок.

Струвэ Георгий Георгиевич - мой первый учитель музыки открыл мне дверь в мир искусства. Надежда Дмитриевна Курбатова - директор и руководитель хора в первой моей музыкальной школе. Урманов Павел Иванович и его жена Нина Кирилловна - замечательные мои педагоги . И  Аркадий Миронович Минков так много вложивший в меня в годы студенчества, что благодарность этому педагогу я могу выразить только в своей работе с учениками.

Множество друзей и подружек. Из параллельных классов к нам приходили мальчишки.  Дружить было принято. Создавались пары и одна из них мы с моим мужем.
Я не была зубрилой только по одной причине – мне казалось, что бесполезно учить то, что трудно даётся. Но мы всегда оставались в рамках требований. Беспричинные пропуски, наглость в поведении с родителями или учителями, разгильдяйство, ябедничество – ничего этого не было в моей жизни школьницы.
 Муслим Магамаев пел нам песни про «Королеву красоты», и мы с моей самой близкой подружкой колемасили себе наряды под аккомпанемент музыки, написанной в нашу честь.

Женщина (глава -11)

Жизнь свою в музыке я начала  маленькой двухстрочной пьеской  «Мой Лизочек так уж мал». На жёлтой страничке  потрепанной хрестоматии  название оперы и имя композитора: отрывок из оперы П.И. Чайковского, стихотворение А.Плещеева «Мой Лизочек», я не забуду никогда!
Мой Лизочек так уж мал,
Так уж мал,
Что из листика сирени
Сделал зонтик он для тени
И гулял.
Мой Лизочек так уж мал,
Так уж мал,
Что из крыльев комаришки
Сделал две себе манишки
И
 — в крахмал…

 Терции и стаккато, паузы и остановки, знак репризы и крещендо ... – это уже была настоящая жизнь музыканта. Качественно и тщательно я выучивала каждый тактик, и требовала от себя исполнения безупречного. Череда этюдиков, сонатинок, малюсеньких арий и пьесок – мир волшебный и сказочный, в котором я жила и не верила в своё счастье.
     
А потом была весна! Она пришла в концертный зал с красивым роялем на сцене, и я играла первый в своей жизни академический концерт – сонатинка Жилинского (три крошечные части) – называлось это «крупная форма», этюд Лешгорна – гордость моя до сих пор. Конечно И.С.Бах со своим Менуэтом. Когда занималась дома, не думала о комиссии, а только о качестве исполнения. Вспомнила о том, что мне будут ставить отметку только, когда закончила играть. Лица переглядывающихся учителей – это награда и путевка на всю мою жизнь. Они были горды и довольны, мои учителя.

Женщина (глава 10)

Уже ближе к зиме, когда снежок покрыл ледяные дорожки, прошёл слух по всем домам нашего маленького городка о том, что построена новенькая деревянная, двухэтажная музыкальная школа, и что учиться там смогут не только маленькие, но и взрослые. Моя соседка с верхнего этажа, уже пожилая женщина, сказала, что она тоже хотела бы попробовать осуществить мечту, т. е научиться играть на пианино.
           
 События развивались очень быстро – работа там кипела на высоком профессиональном уровне. Классы оборудовались добротно и грамотно - с двойными дверями, в коридорах  красные с зеленым орнаментом ковровые дорожки. Класс теории музыки и сольфеджио особенно светился, во всех помещениях были шторы, цветы на окнах и настроение вечного праздника.
      
Недавно я прочитала, что юмор в виде глупых шуточек, в конце концов, может разрушить искусство. В новой музыкальной школе было всё серьезно! Не было принято шутить над музыкантами, даже такими начинающими, какой была я.

Считалась я переростком, потому что по стандартам должна была начать учиться в шесть или семь лет, а я уже была одинадцатилетней девицей.
     
 В тот период мама купила мне два шерстяных платья «на выход» и т.к. я быстро вырастала из них, разрешила носить их в  музыкальную школу. Одно из платьев было бутылочного цвета, всегда с беленькими тонкими манжетами и  воротничком. Из репсовой маминой блузки я выкроила полосочки ткани и пришивала их почти каждый день, и это было наряднейшим украшением. А второе – розовое теплое платье, с отделкой бордово-коричневой и карманами, в тон поясочек.

    
 Заплетенная коса – а как же иначе? Мы одевались скромно, но очень красиво. На каждом углу, даже такого маленького городка, как наш, были ателье по пошиву одежды. Люди приходили, листали журналы, рисовали вместе с мастером фасоны.
Клиентов, заказывающих одежду, обмеривали и записывали длину и ширину изделия, объемы груди, талии, бёдер… Многим сегодня смешно вспоминать то время, а мне нет. Выглядеть красиво можно было с помощью специалистов – это они создавали индивидуальную одежду даже для детей. Мама всегда брала меня к портнихам и, кроме того, что мне шили переодически пальто или летний штапельный костюмчик, я получала  лоскуточки тканей для моего хобби – шить одежду куклам.
 

Женщина (глава -9)


В книге, где я могу и имею право рассказать всякие небылицы, но почему-то не хочу этого делать. Много историй я сочинила о нашем знакомстве. Фантазёрские аранжировки фактов помогали объяснить другим, как важна мне была эта встреча с первым  учителем музыки. Высокий, худой, седая шевелюра - весть облик его в длинном сером пальто говорил о строгости и серьёзности этого человека.

Я и не мечтала научиться играть на фортепьяно. Достаточен был процесс обучения, который преобразил меня. Упражнения и мелодии становились волшебной частью моей жизни. Да и сами ноты, из которых строились песенки и пьески были живыми. Они ждали меня, и это согревало моё сердечко. Любовь наша с музыкой была обоюдной – она доверялась мне. В руках, ещё неуклюжих и неловких, рождались мотивы, фразы, интервалы, созвучия.

В классе музыки Дома Культуры, я помню пианино с пожелтевшими и деформированными от времени клавишами. Извлекать звук на этом пианино было очень трудно, но учитель не делал никаких скидок, и мои обветренные шершавые пальцы должны были справляться с неудобной аппликатурой произведений для начинающих.

Дома на широкой полоске ватмана нарисовала чёрные и белые клавиши.
Занималась усердно и старательно. Мой учитель не догадывался, что у меня нет инструмента.

В семье моей все были музыкальными людьми. Папа пел множество арий и фрагментов из опер и музыкальных спектаклей, знал репертуар многих певцов. До войны мои родители жили в городе, где концертно – театральная жизнь была богатой и насыщенной. Кроме того мой дедушка, с которым я не встретилась из-за войны, был оркестровым музыкантом и дирижёром.

Гены моих родных не только музыкальные, но и характер – это богатство, которое мне оставили те, кто погибли от рук фашистов. Если вдуматься, поражает этот чудо подарок! Они, шагнувшие в бездну катастрофы, могли оставить мне только свои гены. И этот бесценный подарок мы раскрывали вместе с моим учителем. Два раза в неделю, я была по расписанию уроков последней ученицей в классе, где лампочка под высоким потолком освещала две фигуры – девочку, старательно выполняющую вечные, как мир, упражнения на фортепьяно и старого седого учителя. Худой, пожилой  человек, понимающий, что открывает мир необыкновенный и важный для всего человечества. Учитель музыки, немец… и еврейская девочка, потерявшая в Катастрофе всех родных, сидели рядом часами, и своими мелодиями возвращали жизнь на Земле.

Он терпеливо и тщательно объяснял каждый элемент нотного текста, и как – будто бы знал, что эта маленькая пианистка пронесет его уроки через всю жизнь и передаст сотням своих учеников.

Стиль преподавания, который я получила от своего первого в музыке учителя, станет моим стилем на 40 лет работы с учениками.

Привыкшая не утруждать себя уроками в общеобразовательной школе, я, столкнувшись с трудностями на первых же занятиях музыки, поняла,  что даже легкое упражнение требует моих усилий. Трудолюбие и аккуратность, тщательность и доскональность – новые качества моего характера рождались и формировались рядом с клавиатурой.

Были и слёзы. Как – то я горько расплакалась на уроке. И познакомилась с творческим страданием, когда желаемый результат ускользает, и найти его совсем не просто. Как добр и великодушен был мой учитель! Он приносил мне тоненькие книжечки о композиторах, и я понимала, что общая грамотность и кругозор необходимы даже такому начинающему музыканту, как я.

Через несколько месяцев мой учитель пригласил мою маму в класс, который запомнился мне, как маленький волшебный мир. Он беседовал с ней о моих успехах и проблемах. В памяти остались руки учителя, демонстрирующего правильную постановку пальцев на клавиатуре. А мама моя переспрашивала, задавала вопросы и своей рукой пыталась воспроизвести то, что объяснял ей учитель. Серьёзность моей мамы передалась и мне.

В памяти сфотографировался этот момент, как чрезвычайно важный. Руки моего учителя и руки моей мамы, которая старательно пыталась понять, как же нужно держать правильно руки на клавиатуре.

Вернувшись домой, мама сказала мне слова, определившие моё отношение к занятиям музыки: « Если ты не будешь заниматься для профессионального будущего, оставь занятия музыкой. Это настолько серьёзное дело, что музыкант – любитель, должен соответствовать требованиям профессиональным. Если ты думаешь играть, как говорят «для себя», не трать своё время и займись чем-нибудь другим».

Пианино появилось в нашем доме, как ещё одно волшебство. Денег у моих родителей не было никогда. Мы всегда жили так, что еда и одежда были на минимуме. И вдруг, пианино… Папа работал экономистом на заводе, считавшимся одним из крупных в стране, и получил в долг сумму баснословную по тем временам.
До того, как я начала заниматься в классе фортепиано, мой старший брат очень успешно изучал игру на духовых инструментах. Туба сменилась тромбоном, детский духовой оркестр, а потом и музыкальное училище – успехи моего брата повлияли и на мою музыкальную судьбу. Это он, мой старший брат, привёл в наш дом профессиональную музыку.

Покупка пианино происходила в Ижевске – на фабрике музыкальных инструментов им. П. И. Чайковского. Я вернулась со школы, и запах дерева, белизна клавиш, нарядно – концертный вид пианино заворожили меня. Растерявшись перед таким шикарным инструментом я попыталась по слуху подобрать мелодию из кинофильма «Путь к причалу», и ничего у меня не получилось.

Клавиши спорили со мной, и мелодия с дивными словами: «Если радость на всех одна - на всех и беда одна…» тоже не могла найти себе место и почему – то не получалась. Я не настаивала. Осторожно закрыла крышку своего пианино, и навсегда прекратила пытаться что-то быстренько подобрать и «сбацать». После этой неудачной попытки, поняла, что каждая песня, пьеса, произведение требуют внимания, исполнения по нотам грамотного и правильного, а не тяп- ляп.

Женщина (глава - 8)

Сразу же после этого урока, подаренного мне жизнью, в мою судьбу пришла музыка. Вернее я пошла ей навстречу. Она звала меня.
Напротив нашего дома, был большой Дом культуры -  он принадлежал  крупнейшему в стране заводу. Предприятие это было настолько успешным, что могло себе позволить подарить жителям маленького города прекрасный  Дом Культуры. Просторное здание с колоннами, с большими залами и комнатами, в которых работали кружки и студии.

Там проходили торжественные празднования и мы, дети с пионерскими галстуками, а ещё раньше со звёздочкой октябрёнка, шагали под звуки духового оркестра, поднимались на сцену, читали там стихи, отдавали рапорт и со знаменем под аплодисменты выходили из зала.
     
 Здание этого Дома культуры я знала, как свои пять пальцев – это был не только мой дом, но и всех послевоенных ребятишек. Танцевальный кружок и домоводство, художественная гимнастика  и шахматы. После осенней травли, которую я пережила, опять мне было не важно, как я одета или обута. Вернулся интерес к тому, что я любила делать.

По вечерам, несколько раз в неделю, в этом Доме Культуры собирался на репетиции большой хор.  Самодеятельный хор и участники его, заводчане, пели великолепно. Многоголосие завораживало. Я слушала их под открытым окном первого этажа, а когда стало холодно, заморосили дожди, зашла на репетицию и руководительница этого хора, разрешила мне сесть в альты, поняв, что я знаю все партии наизусть. Мой голос сливался с богатством музыкальной ткани песен, и казалось, что счастье повернулось ко мне лицом.
    
 Мне исполнилось 11 лет, а все участники хора были взрослые люди. «Сын полка» - так меня называли. В альтах, рядом со мной, сидела молодая небольшого роста женщина, в красивой белой блузке, всегда с укладочкой и показывала мне, как нужно петь по нотам. Она вела нашу альтовую партию, и краешком глаза улыбалась мне или нашему с ней созвучию. Тепло и любовь этого хора я уносила с репетиций, и атмосфера, созданная этим музыкальным коллективом, стала фоном моей жизни.
           
 С этим хором я путешествовала по городам и сёлам. Автобус по ночным разбитым дорогам, переодевания в гримёрных, распевки перед выступлениями. Пошив специальной концертной одежды. Музыка Шуберта и Баха, русские народные песни и, конечно, патриотические, написанные специально для таких хоров, как наш. Смысл этих революционных песен был фоном строительства социалистического будущего... и в сталинских лагерях тоже.