31.01.2011

Женщина (глава -9)


В книге, где я могу и имею право рассказать всякие небылицы, но почему-то не хочу этого делать. Много историй я сочинила о нашем знакомстве. Фантазёрские аранжировки фактов помогали объяснить другим, как важна мне была эта встреча с первым  учителем музыки. Высокий, худой, седая шевелюра - весть облик его в длинном сером пальто говорил о строгости и серьёзности этого человека.

Я и не мечтала научиться играть на фортепьяно. Достаточен был процесс обучения, который преобразил меня. Упражнения и мелодии становились волшебной частью моей жизни. Да и сами ноты, из которых строились песенки и пьески были живыми. Они ждали меня, и это согревало моё сердечко. Любовь наша с музыкой была обоюдной – она доверялась мне. В руках, ещё неуклюжих и неловких, рождались мотивы, фразы, интервалы, созвучия.

В классе музыки Дома Культуры, я помню пианино с пожелтевшими и деформированными от времени клавишами. Извлекать звук на этом пианино было очень трудно, но учитель не делал никаких скидок, и мои обветренные шершавые пальцы должны были справляться с неудобной аппликатурой произведений для начинающих.

Дома на широкой полоске ватмана нарисовала чёрные и белые клавиши.
Занималась усердно и старательно. Мой учитель не догадывался, что у меня нет инструмента.

В семье моей все были музыкальными людьми. Папа пел множество арий и фрагментов из опер и музыкальных спектаклей, знал репертуар многих певцов. До войны мои родители жили в городе, где концертно – театральная жизнь была богатой и насыщенной. Кроме того мой дедушка, с которым я не встретилась из-за войны, был оркестровым музыкантом и дирижёром.

Гены моих родных не только музыкальные, но и характер – это богатство, которое мне оставили те, кто погибли от рук фашистов. Если вдуматься, поражает этот чудо подарок! Они, шагнувшие в бездну катастрофы, могли оставить мне только свои гены. И этот бесценный подарок мы раскрывали вместе с моим учителем. Два раза в неделю, я была по расписанию уроков последней ученицей в классе, где лампочка под высоким потолком освещала две фигуры – девочку, старательно выполняющую вечные, как мир, упражнения на фортепьяно и старого седого учителя. Худой, пожилой  человек, понимающий, что открывает мир необыкновенный и важный для всего человечества. Учитель музыки, немец… и еврейская девочка, потерявшая в Катастрофе всех родных, сидели рядом часами, и своими мелодиями возвращали жизнь на Земле.

Он терпеливо и тщательно объяснял каждый элемент нотного текста, и как – будто бы знал, что эта маленькая пианистка пронесет его уроки через всю жизнь и передаст сотням своих учеников.

Стиль преподавания, который я получила от своего первого в музыке учителя, станет моим стилем на 40 лет работы с учениками.

Привыкшая не утруждать себя уроками в общеобразовательной школе, я, столкнувшись с трудностями на первых же занятиях музыки, поняла,  что даже легкое упражнение требует моих усилий. Трудолюбие и аккуратность, тщательность и доскональность – новые качества моего характера рождались и формировались рядом с клавиатурой.

Были и слёзы. Как – то я горько расплакалась на уроке. И познакомилась с творческим страданием, когда желаемый результат ускользает, и найти его совсем не просто. Как добр и великодушен был мой учитель! Он приносил мне тоненькие книжечки о композиторах, и я понимала, что общая грамотность и кругозор необходимы даже такому начинающему музыканту, как я.

Через несколько месяцев мой учитель пригласил мою маму в класс, который запомнился мне, как маленький волшебный мир. Он беседовал с ней о моих успехах и проблемах. В памяти остались руки учителя, демонстрирующего правильную постановку пальцев на клавиатуре. А мама моя переспрашивала, задавала вопросы и своей рукой пыталась воспроизвести то, что объяснял ей учитель. Серьёзность моей мамы передалась и мне.

В памяти сфотографировался этот момент, как чрезвычайно важный. Руки моего учителя и руки моей мамы, которая старательно пыталась понять, как же нужно держать правильно руки на клавиатуре.

Вернувшись домой, мама сказала мне слова, определившие моё отношение к занятиям музыки: « Если ты не будешь заниматься для профессионального будущего, оставь занятия музыкой. Это настолько серьёзное дело, что музыкант – любитель, должен соответствовать требованиям профессиональным. Если ты думаешь играть, как говорят «для себя», не трать своё время и займись чем-нибудь другим».

Пианино появилось в нашем доме, как ещё одно волшебство. Денег у моих родителей не было никогда. Мы всегда жили так, что еда и одежда были на минимуме. И вдруг, пианино… Папа работал экономистом на заводе, считавшимся одним из крупных в стране, и получил в долг сумму баснословную по тем временам.
До того, как я начала заниматься в классе фортепиано, мой старший брат очень успешно изучал игру на духовых инструментах. Туба сменилась тромбоном, детский духовой оркестр, а потом и музыкальное училище – успехи моего брата повлияли и на мою музыкальную судьбу. Это он, мой старший брат, привёл в наш дом профессиональную музыку.

Покупка пианино происходила в Ижевске – на фабрике музыкальных инструментов им. П. И. Чайковского. Я вернулась со школы, и запах дерева, белизна клавиш, нарядно – концертный вид пианино заворожили меня. Растерявшись перед таким шикарным инструментом я попыталась по слуху подобрать мелодию из кинофильма «Путь к причалу», и ничего у меня не получилось.

Клавиши спорили со мной, и мелодия с дивными словами: «Если радость на всех одна - на всех и беда одна…» тоже не могла найти себе место и почему – то не получалась. Я не настаивала. Осторожно закрыла крышку своего пианино, и навсегда прекратила пытаться что-то быстренько подобрать и «сбацать». После этой неудачной попытки, поняла, что каждая песня, пьеса, произведение требуют внимания, исполнения по нотам грамотного и правильного, а не тяп- ляп.

Комментариев нет: