04.03.2011

Путь к Самотоятельности (Глава -8)

Очень редко я просыпаюсь после рассвета. Обычно тишина раннего утра приносит мне на подносе новые идеи, мысли, и я принимаюсь за дела, потому что идеи и мысли исчезают с появлением дневного света. Когда восходит солнышко, я уже заканчиваю записывать то, что мне подарила тишина раннего утра.
Но в то утро, когда я гостила у великой Самостоятельности, и мы все, находящиеся в её доме, готовились начать эксперимент, доказывающий природную способность человека быть самостоятельным, я не торопилась просыпаться, потому что тишина раннего утра давала мне возможность отдохнуть от новых идей.
Завтрак на просторной террасе был похож больше на красивую сцену из фильма или картины, чем на реальность. Самостоятельность умеет создать атмосферу, когда все себя чувствуют прекрасно, потому что защищены от неожиданностей.
Когда человек живет под властью не своих самостоятельных законов, он не знает что ожидать от того, кто властвует над ним. И только Самостоятельность дарит нам состояние души, когда мы уверены в себе и в других.
- Итак, мои дорогие! – мы не торопили Самостоятельность, но ждали с нетерпением, начала эксперимента, который она обещала нам. – Сегодня наша гостья (она посмотрела на меня) отправится в детский сад, и будет там работать в течение месяца. В эксперименте участвуют  две группы детей – пятилетние и двухлетние.
Мы все растерянно переглянулись…. Я была удивлена и не уверена, что хочу месяц работать в детском саду. Не то, чтобы я ленилась, но не понимала зачем?
Но Самостоятельность продолжала:
- Мы все знаем – сказала она – что люди самостоятельные строят свою жизнь на основе знаний, полученных до их рождения. Даже самый великий самоучка, не находится в одиночестве – он изучает то, что ему подарили поколения ученых, родившихся до него.
Кто – то изобрел законы математики, физики, химии! Кто – то оставил в подарок школы и методики в искусстве и литературе. Мы с вами сегодня берем открытие великого швейцарского  психолога, который утверждал, что независимость от внешних обстоятельств даётся ребенку от природы, как абсолютный слух, как талант феноменальной памяти.
- А как зовут этого психолога – спросила я, зная, что Самостоятельность выбирает для своих экспериментов лучших из лучших.
- Жан Пиаже – ответила Самостоятельность.- Он обратил внимание, что дети совершают одни и те же возрастные ошибки, и на основе своих наблюдений, пришел к выводам, которыми люди грамотные и самостоятельные воспользовались. Не стоит наказывать ребенка, за то, что он не достиг своего развития. Знания помогают понять происходящее.
- Ты можешь дать пример? – спросила я.
- Конечно! Это очень интересные открытия!!! Жан Пиаже описал восприятие ребенком некоторых аспектов чувства вины: «Что хуже – спрашивал Жан Пиаже у четырехлетних детей – большое пятно на скатерти, от банки варенья, которое ты случайно разлил, или маленькая точечка чернил, которую ты специально поставил в тетрадке твоего брата?» И все дети отвечали, что большое пятно варенья – это хуже. Т.е. понятия детей дошкольного возраста, утверждал Жан Пиаже, не вмещают в себя всех аспектов проблемы.
Нам всем стало интересно, потому что в друзьях у Самостоятельности были всегда уникальные люди.
- Так какова будет моя миссия в детском саду? – спросила я
- Мы все будем наблюдать в течение месяца за поведением детей в нашем эксперименте, а в последний день, на контрольном занятии эксперимента, даже запишем реакции детей на кино.
Жан Пиаже – продолжала мудрая Самостоятельность – говорил: чтобы сделать вывод о поведении ребенка, нужно понаблюдать за ним не меньше месяца. Наблюдение, создание условий, в котором проявятся природные данные ребенка и контрольное задание – это и есть эксперимент.
А потом Самостоятельность  обратилась только ко мне:
- Ты в каждой экспериментальной группе каждый день будешь делать домики.
- Т.е.? – удивилась я.
- Домики! – повторила Самостоятельность – Из двух частей – квадрат и треугольник.
Она показала всем присутствующим квадрат – основание домика, и треугольник – крышу дома.
- Если вы хотите проверить правильность утверждений о массе воды, вы возьмете разные емкости и будите мерить объём воды. Правильно? Точно так же и в психологии – Жан Пиаже утверждал, что чувство независимости от внешних обстоятельств –  это генное качество человека, и проявляется оно уже в раннем возрасте. Но мы хотим сами в этом убедиться!

Комментариев нет: