04.03.2011

Путь к Самостоятельности (Глава - 9)

Так, совершенно неожиданно для себя, я оказалась в детском саду, и по условиям эксперимента, мне было разрешено каждый день проводить два занятия – в группе детей двухлетних (были и малыши чуть моложе двух лет) и  пяти – шестилетних. Независимо от возраста, я проводила одни и те же занятия, и только с вариациями на тему «Домики».
Мы делали домики из пластилина, рисовали на асфальте, приклеивали в виде аппликации, вырезали из картона, вышивали на ткани. И так весь месяц! Иногда мы дополняли домик садиком или речкой, дорисовывали кошку на крыше или птичек на дереве, но домик из двух элементов –  прямоугольник и треугольник – были главными в нашей деятельности. К концу месяца дети встречали меня возгласами: «Домик делать будем!!!» .Они уже знали, что мы с ними делаем на каждом занятии домики.
На контрольном занятии присутствовали ассистенты со скрытыми  видеокамерами.
- Доброе утро! – сказала я. Дети воспринимали контрольное занятие, как обычное. – Сегодня мы с вами строим домик из плоских деревянных пластинок. Каждый ребенок получил «строительный материал» - две цветные детали: квадрат и треугольник.
И вот решающий момент в эксперименте! Все были внимательны и сосредоточены, особенно те, кто снимал фильм.
- Будьте внимательны! И делайте точно так же, как я! – сказала я детям и убедилась, что никто не отвлекается.
И после этого, я поставила треугольник, т.е. крышу вниз, а квадрат наверх…
А дальше всё пошло по Пиаже:
97% детей спокойно и не сомневаясь ни в чём, сделали домик так же неправильно, как я. Они установили треугольную крышу внизу, а квадрат наверху. И послушно ждали дальнейших указаний.
Один ребенок из всей группы, тоже не сомневался ни минуты, и сделал наоборот, т.е. правильно – он мельком посмотрел на меня, недоумение на его лице, было мимолетным, еле заметным. Он построил дом, так как считал нужным и тоже спокойно смотрел на меня.
А трое из группы начали метаться! Сначала смотрят на меня и на всех, видят, что все сделали неправильно,  а с другой стороны они уверены, что дом не так строят...
Их мучения, споры и метания зафиксировала видеокамера.
По условиям эксперимента была моя очередь. Я начала на сомневающихся «давить» своим авторитетом:
- Ну! В чём дело? Посмотрите, как сделал я, как построили все ребята! Делайте, точно так же, как все!!! Мы целый месяц строим домики, и вы знаете, как надо! – мой уверенный голос был необходим по условиям эксперимента.
Сомневающиеся, переглянувшись, растерянные и непонимающие ничего, вяло сделали неправильный домик – крыша почему – то оказалась внизу… Но все так сделали! Мимика и пантомима заменяла слова сомневающихся детей. Они были в недоумении: почему все молчат? Зачем строить дом неправильно?
А эксперимент продолжался. После того, как я «справилась" с сомневающимися ,  подошла очень близко в мальчику, которому ещё не исполнилось два годика. Он единственный из всей группы построил дом так, как считал нужным, так, как мы учили целый месяц!
- Посмотри, Антон! – обратилась я к нему (так нужно было по условиям эксперимента) – видишь, как я построила домик – показываю  ему свой неправильный дом. – И все детки построили, как я! Видишь?
Взгляд этого малыша я не забуду никогда!!! Он ещё не мог говорить, но взгляд его был выразительнее слов: «Дура, так и делай!» - он отвернулся от меня. Я ему была больше не интересна.
Поразительно, но в старшей группе, пяти и шестилетние дети вели себя точно также! 97% сделали неправильный домик, и чувствовали себя при этом прекрасно.
Одна, единственная девочка, не сомневаясь, построила дом так, как надо – крышу уверенным движением она прикрепила наверху прямоугольника.
А трое ребят долго мучились и переживали, но под моим давлением, сделали так, как все.
Девчушка, которая одна из всех построила дом правильно, тоже была разочарована во мне....
Вместе со всеми я была ошеломлена результатами эксперимента. Мы в полной растерянности оставили территорию детского сада, и молча, пошли к замку гениальной Самостоятельности. Она нас ждала.

Комментариев нет: