17.07.2013

Травмы детства




Давно известно, что все люди выходят из детства не только с радостными, но и с какими - то неприятными впечатлениями, травмирующими воспоминаниями.

У каждого человека, покинувшего период юности, вспышками возникают в памяти, на протяжении всей дальнейшей жизни, мгновенья, случаи, эпизоды, которые (как человек считает) влияют на его психическое состояние, когда он уже взрослый.

Негативное или позитивное сопровождает нас с момента нашего рождения до самой старости. И что-то  из этих впечатлений превращается в зерна – это они дают ростки чертам характера, поведению,  реакциям, поступкам, т.е. влияют на наше отношение к окружающему миру.

Кто-то становится неисправимым скептиком, кто-то спорщиком или насмешником, а кто – то помнит из своего детства ожидание, когда все уйдут из дома, чтобы остаться со своими карандашами или клавишами наедине. Это время тишины и творчества из детства сопровождает, как волшебное таинственное облако, всю жизнь. "Нас всегда будет утомлять глупый шум и суета, как таскание камней" - так сказала моя подруга художница . Мы будем всегда искать эту творческую тишину из детства.

Какая-то неловкость при гостях, укор во взгляде, необдуманная фраза или оскорбление…. Весь этот груз - конфуз следует за нами, как поезд дальнего следования долгие годы.

Первые встречи с реальность не забываются.

Каждый год оставил нам свои воспоминания, из которых мы вышли с доброжелательностью или с раздражением, с пожизненной склонностью к панике или с уверенностью в себе, с грустью или с ощущением счастья.

Колючий характер, сварливость, покладистость, неуживчивость или спокойствие, даже в стрессовых ситуациях – что это природа человека? Или это приобретенные качества нашего характера. Иногда мы сами себя не понимаем. Очень часто, кажется, что кто-то наспех дал нам в дорогу самые разные черты характера, без логики и без соответствия стандартам.


Какое-то время, уже в зрелости, мы пытаемся привести в порядок эти пестрые краски нашего поведения и составить картину, соответствующую классическому идеалу. Мы начинаем тасовать: вежливость - оставить, скептицизм - спрятать, прямой и грубый тон разговора - выбросить, а терпение и выдержку приобрести…..

Конфликт с самим собой заканчивается поражением, и тогда наступает отчаяние: явная потеря сил в борьбе с ветряными мельницами. Мы понимаем, что справиться со своим собственным характером не так-то просто.

То, что казалось всего лишь особенностью, не очень-то серьезным желанием, превращается в изощренного "дракона" – склонность к тревожности и подозрительности, к сварливости и к нерешительности. И "дракон" этот, внутри нас", не дает сделать шаг вперед. Мы застреваем в плохом настроении, в хандре, а иногда и в душевной болезни.

И тогда спрашиваем себя: почему, когда и как мы из очаровательных малышей, непосредственных и милых, превратилась в примитивные существа, которые боятся не только ссоры или трудностей жизни, но и в радости чувствуют себя скованно?

   Восприятие и интерпретация воспринятого – это то, чем мы заняты с раннего детства, хотим мы этого или не хотим.

Антон Павлович Чехов в своей автобиографии, говоря о том, что под любым мнением и высказыванием должно находиться какое – либо научное объяснение или доказательство, пишет: "К тем, которые до всего доходят своим умом – не хотел бы я принадлежать". Прекрасно понимая и соглашаясь с мнением великого писателя, я задаю себе вопрос: но разве в детстве мы не доходим до всего своим умом?

 В трехлетнем возрасте мы ещё не изучаем никакие науки, не имеем научных знаний ни в какой области, а только познаем окружающий нас мир и делаем свои выводы – наблюдаем, воспринимаем, чувствуем, мыслим, приходим к своим умозаключениям, очень часто оставляем их на всю жизнь, как часть нашей личности.

Кто добрый, а кто злой? А скупой – это хорошо или плохо? А щедрость – это всегда хорошо? А что такое осторожность или смелость? А какая разница между настойчивостью и упрямством?

Встреча с ложью и правдой, с любовью и ненавистью, с предательством и с честностью – это всё нужно понять, принять, обдумать, и оставить в виде своих личных выводов….

Не помню, чтобы кто-то из взрослых предложил нам в детстве учиться интерпретировать ситуации, в которых мы оказывались. Как бы было интересно после какой-то проблемы, разложить веером возможности, варианты понимания, а значит и отношения к сложившейся ситуации.

 Требования учителя часто вызывают у ребенка внутреннее сопротивление. Не каждый ребенок способен понять, что требования – это единственный путь к развитию – одноплановость мышления характерна для детского возраста! Поэтому в большинстве случаев дети остаются один на один с необъяснимым чувством вины, которое рождается из авторитета взрослого. Выполнить требование не всегда хочется, а значит я плохой. И вот это "я – плохой" тоже следует за нами с детства и до самого конца….

Позволю себе вспомнить ещё раз А.П.Чехова. Почему-то нигде и никогда, ни в одной программе обучения не встречались мы с его рассказом "Белолобый".
Мне так хочется привести его полностью, но нет в этом нужды – вы с легкостью найдете его, если не в своей библиотеке, то в интернете.

Как уверенно "воспитывает" хворостинкой  в конце рассказа сторож Игнат маленького щеночка! А тот не может ему объяснить, что дважды спас всех, и людей и животных, от голодной волчицы. Специально не буду вам рассказывать сути этого произведения, чтобы не помешать вам встретиться с шедевром великого мастера.


Каждый помнит беспомощность и свой детский гнев, обиду и волнение при встрече с несправедливостью.
Но почему одни из нас выходят из этой встречи с желанием стать сильным человеком, а другие погружаются в грусть, злобу и разочарование?

Даниил Спиваковский, актер театра и кино, всегда рассказывает часть своей биографии, как его учитель, известный режиссер А.А. Гончаров, бросил в него пепельницу на одном из занятий в театральном вузе.

 Интерпретация этого поступка режиссера могла закрыть дверь перед будущим талантливого студента, могла начать судебный процесс с учителем, который остался в памяти многих, кто с ним работал, как человек вспыльчивый и несдержанный.

Можно было ответить агрессивностью на агрессивность…
Но Даниил Спиваковский приводит этот  случай с восторгом понимания! Он понял смысл взрыва эмоций творческого человека. Пепельница не долетела до студента актера, но оскорбление имело место. Почему же будущий актер не озлобился, не бросил своё дело, почему превратил грубость преподавателя в боль, в страстное желание разбудить творческую мысль ученика, "завести мотор лодки", как сказал сам Спиваковский.
Не часто, но иногда биографы И.С.Баха тоже рассказывают о том, что Бах бросал башмак в своих не всегда смышленых учеников.

Что происходит  с теми учителями, родителями, взрослыми людьми, когда воспитанники , к которым они обращаются, не понимают их или понимают неправильно?

Очень часто требования и ограничения взрослых дети интерпретируют по своему, и переубедить ребенка бывает или непросто или невозможно.
Что делать взрослому человеку, который начинает преподавать, воспитывать того, за кого он несет ответственность, но его воспитанник, как шипы выставляет Лень, на которую он имеет юридическое право в наши дни?

 Например, ребенок решает не учиться – и это его выбор. Или он решает проводить время учебы в компании наркоманов. Что может сделать его родитель или учитель? Ребенок уже определил взрослых, желающих ему помочь, в разряд людей никчемных, непонимающих, нестоящих его внимания и отношения. Этот выбор базируется на детской интерпретации. На основании своих прав, которые дали ребенку законы нашего времени, он выходит в реальный мир, а мир этот только и ждет таких, как он – беззащитных, без умения правильно разобраться в сложных ситуациях.

                                 ****
Если вы думаете, что трагедии многих судеб рождаются в каких-то грандиозных конфликтах и ссорах, то уверяю вас – нет. Как маленькая тропинка, но не в ту сторону, наша неправильная интерпретация в детстве какого-то, не стоящего на первый взгляд события, может привести к обрыву и безысходности положения.

Моя память хранит воспоминание о моей тёте, которая приехала к нам в гости  и привезла мне, семилетней девочке, комплект белья из мягкого трикотажа, в нежных розовых цветочках на белом фоне. Послевоенное детство, нужда на грани нищеты, и  состояние счастья, связанное  с этим подарком, с тканью, которую можно было ощутить глазами, руками, телом. И даже когда никто меня не видел, ткань белья доставляла невыразимое удовольствие – состояние счастья от этого подарка запомнилось на всю жизнь.

Но это же самое событие могло быть истолковано, как что-то негативное: Я могла спросить у тети:  "А где игрушка?", " Не хочу эти трусы с майкой!" и т.д.
Моя тётя не была богачкой, но её крепдешиновое платье и голос веселого человека, наполняли меня радостью. Я сопровождала её везде, мне нравилась пружинистая походка, копна  каштановых волос, уложенных на затылке, разговор, обращенный ко мне без всякой снисходительности на возраст.
Она вела беседы не специальные, а так по пути, но я всегда гордилась тем, что мне доверяются серьезные вопросы, мысли и то, что было у неё на сердце.

Как-то мы с моей тетей уже подходили к дому, после большой прогулки по городу. И вдруг она остановилась около бабушки, которая продавала на полу зеленые яблоки в жестяном ведре. Не торгуясь, недолго думая, не очень - то считая деньги, тетя Женя купила эти яблоки и тут только поняла, что у нас нет ни сумки, ни сетки... Но для неё безвыходных ситуаций не было никогда:
- Ну-ка, Таня, держи подол! – услышала я
Мне высыпали в поднятое платье штук 10 больших зеленых ароматных яблок - антоновка, так назывался этот сорт, и мы зашагали домой.
Болтали и хохотали, радовались и смешили друг друга ….. и  это было счастье щедрости, сытости, богатства в моем представлении на всю жизнь.

Как-то недавно, я прочитала в опубликованном дневнике молодой женщины, которая находилась длительный период своей жизни в борьбе с самой страшной болезнью нашего века, о том, как она понимает смысл жизни каждого прожитого дня.
.
Очень мудро эта мужественная женщина, рассказала о переменчивости  смысла жизни (сильный незабываемый отрывок!!!). Для неё в самый страшный период, смысл дня – это была возможность просмотреть красивые репродукции из альбома и съесть зеленое яблоко. Она пересматривала свои физические возможности,  в связи с тяжелым состоянием здоровья, и я её прекрасно поняла, потому что есть  дни, когда жизнь измеряется от часа к часу, как медленные шаги....  Но если в какой - то момент этого дня можно съесть кусочек зеленого яблока, то жизнь уже приобретает смысл.

Итак, впечатление от события попадает в наш мозг и там преобразуется – это всем понятно. Всё что мы получаем из внешнего мира, внутри нас перерабатывается! Это не только еда, вода, но и определенные впечатления.
Недаром часто люди говорят о каких – то событиях: " Мне надо это переварить!"

 То, что попадает на нашу психику, моментально вступает в контакт с нашими природными или приобретенными данными и особенностями восприятия. А потом выдается результат – наш вывод, иногда на всю жизнь.


Яблоки в подоле, я могла бы понять, как эксплуатацию: меня заставили, вынудили их тащить. Я могла бы интерпретировать этот случай, как унижение:   девочка шла с поднятым платьем  в обыкновенных ситцевых трусах. Мне, наверное, было тяжело, стыдно, неудобно, трудно. А сама - то тётя Женя шла рядом с сумочкой лакированной, да ещё смеялась надо мной….. Это могло быть интерпретировано, как травма на всю жизнь! Но мне этот день запомнилось, как луч яркого и многогранного счастья.

Гобелен над кроватью в детской комнате, может оставить в памяти как сказочный образ или пейзаж,приглашение к чудесному путешествию в будущее, а может восприниматься, как жуткая или скучная картинка.

Каждого из нас в детстве кто-то и когда - то заставал в обнаженном виде. И реакция наша – это или испуг, или стыд, или гнев. А может, в этот миг конфуза, родилось понятие о границе нашей личной и интимной жизни. Чья - то неумышленная ошибка способна была оставить царапину унижения, или разбудить силу, которая защитит нас в будущем от посягательств на нашу частную жизнь. 
На мамины вопросы и папины нравоучения, вдруг появляется резкая и совершенно ясная реакция:
- Это не ваше дело!
А чьё это дело? – восклицает мама.
-  Моё! Мир разделяется на "мои дела" и на " ваши дела".

Что происходит с теми, кто в детстве не увидел этой границы?
Я встречала в жизни взрослых людей, которые в юности не отделили свою личную жизнь от жизни всех остальных.
Всегда эти люди, в моменты даже крошечных удовольствий, чувствовали вину. Работать – пожалуйста! Жертвовать – совершенно правильно и нормально.
А доставить себе радость - это страх: "Ох, чем это закончится? А имею ли я на это право?"

В темном зале кинотеатра, когда во всем мире демонстрировался французский фильм "Мужчина и Женщина", который окрасил планету чудом чувств, я , шестнадцатилетняя девушка, за которой мама очень строго приглядывала, шептала себе в темноте кинозала:
- В этом фильме нет мамы!!!
Вспомните свои любимые фильмы о любви, и вы поймете, что в сценарии любви персонажа мамы нет.

Мамы не должно быть во взрослой, тем более интимной жизни детей. Вот это я поняла в своём детстве.
И твердо стояла на своём.
И решение это появилось в момент, когда дверь моей комнаты, кто-то открыл не постучавшись.

Мозг, только наш мозг, ответственен за то, как мы воспримем впечатление, как наша психика его переработает, и как мы потом используем конечный продукт – пойдет ли нам это на пользу или на беду.

Я так же как и все, тащила из детства и юности это чемодан, набитый тяжелыми впечатлениями и воспоминаниями, пока не сказала себе:  Ты свободна!
Юность отдала свое место зрелости. Зрелость привела меня к пожилому возрасту. Но ощущение свободы – это моё богатство и право жить своей жизнью.

20.04.2013

Всё идет своим чередом?



Бродить по берегу моря босиком и собирать ракушки?
Или прижаться носом к стеклу окна и смотреть на прохожих под зонтиками?
А может быть позвонить тем, кого уже давно нет в моей записной книжке?
Но море далеко, и звонить тем, кого нет в записной книжке, тоже не получится…. Нельзя повернуть течение времени вспять.
Открываю холодильник и понимаю, что нет у меня другого способа отвлечься от неудовлетворенности собой, как только начинать бездумно жевать и поглощать все подряд.
Безнадежность приблизилась на недопустимое расстояние,  и отодвинуть её не получается. Туман иллюзий из телевизионного ящика обманывает, чтобы безнадежность реальной жизни дала передышку, хотя бы на какое-то время.
Неудовлетворенность собой преследует. Прячешься от неё в самые разные закоулки занятости, снисходительности к себе и к другим, но она опять приходит и рассаживается в моем кресле.
Как выглядит Неудовлетворенность? Вы никогда её не видели и не чувствовали её присутствие в вашей жизни?
Те, кто демонстрируют свою самодостаточность, даже не сомневаюсь: врут! Врут наивным или нахальным образом. Они хотят сказать, что пыли нет, что в их доме и в жизни всегда всё чисто. Или они справляются с пылью так, что всё у них блестит и сверкает.
Работа успешная, семейная жизнь – пример для других, дети послушные, приветливые и безупречные.
Так в чем же проблема? В моей Неудовлетворенности собой или в лживой самодостаточности тех, с кем я сталкиваюсь по сценарию своей жизни?
- Как дела? Что у вас? Как вы? - спрашиваю я.
- Замечательно! Всё идет своим чередом - отвечают мне.
Что замечательно? Что идет своим чередом?
Они не знают, что находятся на планете, которая может вспыхнуть страшной войной в любой момент? Их дети не служат в армии и не уходят каждый день на войну? Или цены на жильё, даже в маленьких городах и селениях, им по плечу и  по карману? 
Наркоманов уже всех вылечили, а наркоторговцы исчезли с лица земли? Люди не принимают пачками лекарства, а у каждого есть возможность ухаживать за цветами и фруктовыми садами.
Вместо газет, пропитанных политической гарью, мы каждое утро получаем по почте интересные книги или журналы? Каждый из нас ближе к вечеру не усаживается перед компьютером, а спешит в свой клуб, где нас ждут не виртуальные, а настоящие  реальные друзья. В этом клубе можно поболтать, послушать музыку, потанцевать, посмотреть друг другу в глаза….
Мы не смотрим друг другу в глаза!
Глазок в двери, пестрые краски лживости, а глаза друзей, в которых ты нуждаешься – это сегодня счастье, о котором можно только мечтать.
"Всё идет своим чередом"….. Повышаются цены на продукты и одежду. Мы все и наши дети полностью зависимы от результатов производства тех, кто шьет нам одежду, в которой или тесно, или жарко.
 Мы не знаем, сколько химикатов съедаем, в так называемом помидоре или в яблоке. Мы знаем, что поглощаем химикаты, но мы не знаем сколько. Мы знаем об опасности, но не знаем когда…. И не знаем где и откуда эта опасность нам грозит. Поэтому волнуемся по всем направлениям.
                                 ****
Перед моим окном поле. Довольно большое поле уходит вдаль и упирается в горизонт.
Оно, это поле, мокнет под дождем, красиво зеленеет весной.  А потом на этом поле начинает созревать хлопок. Вы всё правильно поняли - этот отрезок земли, (довольно большой) принадлежит кому – то. И он, этот кто – то, высаживает на этом поле хлопок. В черте города, перед окнами частных домов, купленных недешево, расположилось частное хлопковое поле.
- Ну и что? – скажите вы – чем вы недовольны?
Во–первых, довольны мы или недовольны, никто нас не спрашивает. Начиная с ранней весны над этим полем начинает летать маленький, но удаленький самолетик и посыпает это поле химикатами. Совершенно верно! Прямо перед нашими окнами летает самолет и распыляет в разные стороны химический порошок с едким запахом.
До самых дождей мы слышим гул самолета с самого раннего утра и дышим химикатами - ими засыпали это поле так, что я не завидую тем, кто будет носить одежду из этого, так называемого, хлопка.
Но всё идет своим чередом у владельца этого хлопково – химического поля. Он в своей повседневной жизни и не собирается думать о тех, кто живет напротив его поля и не может открыть окно.
А средства массовой информации не устают пугать нас химическим оружием разных стран и народов, пока частный желтого цвета самолет щедро рассыпает в жилом районе города ядовитые химикаты, совсем не полезные для здоровья. А может быть и смертельно вредные.
                    *****
- А где все? Почему они молчат?
- Они спрятались.
- Где спрятались? В кустах?
- Может быть в кустах, может быть под кроватью….. Факт тот, что они спрятались от реальности.
- Как можно спрятаться от реальности?
- Очень много вариантов.
- Наркотики? Алкоголь?
- И не только.  Можно спрятаться в Неискренность, в Ложь, в Манерность. Притвориться воспитанным и всё понимающим, не желающим снизойти до Правды.
- Почему? Ну, так надо им это сказать. Крикнуть!
- Крикнуть? Пожалуйста: "Эй, вы! Выходите из кустов и вылезайте из-под кроватей!"
Вы что не видите, что происходит с нами? Мы все живем под гипнозом страха!
…. Тишина. Ну и, слава Богу! Хорошо, когда все спят.
Жизнь идет своим чередом, а мы спим….
Мозг человека не изменился за последние тысячи лет. Вы слышали, что наш мозг стал более совершенным, по сравнению с мозгом наших дедушек и бабушек?
Каждый человек начинает с нуля. Так же, как в древние времена, малыши ползают, прежде чем встанут на ноги, учатся держать в руках кусочек хлеба, так же плачут от боли, когда режутся зубки…..
А вот потом всё по–другому.
Ты выучил песенку, но её надо знать на английском языке. Ты знаешь таблицу умножения, но надо владеть компьютером. Ты научился водить машину, но надо уметь ездить в немыслимо трудном автодвижении на дорогах и развилках. На высокой скорости надо успеть прочитать, что написано на стрелках, и правильно повернуть, не ошибиться, не ударить и не удариться, не разбиться и не задавить кого – то, не дай Бог…..
Ты научился читать и писать, неплохо говоришь, но это в сегодняшнее время ничто! Нужно читать, говорить, писать и читать на разных языках. Минимум три языка необходимы в профессиональной жизни почти каждого человека.
Вы нашли работу престижную и по призванию, но надо зарабатывать столько, сколько стоит выплата вашей квартиры и машины.  
У вас есть машина? Но одной машины недостаточно на семью! Мы не спрашиваем себя: нравится нам работа или нет? Мы работаем, пока есть силы и учимся притворяться, притворяться и притворяться…. Потому что не притворяющийся человек в современном рабочем коллективе, опасен для общества. Искренность раздражает, правдолюбие угрожает, инициативность обескураживает.
Опасность увольнений, опасности на дорогах, опасности стихийных бурь, снегопадов, наводнений, землетрясений…..
Апатия раскрывает свои объятья: " Иди ко мне! Я тебя усыплю…." Вот многие из нас и уснули сладким сном иллюзий….
Спим и сны видим очень похожие на реальность.  А дети и внуки наши будут счастливы продолжать эту жизненную гонку, которую мы им оставляем в наследство?

06.03.2013

Новая реальность



- Чувствую себя уволенной с работы.
- А тебя приняли на эту работу? Чтобы быть уволенной, сначала надо быть принятой.
- Да, верно. Меня на эту работу никто не принимал. Но….
 - Что "но"?
- Объясню. Помнишь, в детстве у нас у каждого был двор. Не двор возле собственной виллы или дачи, а двор многоэтажного дома, и он принадлежал всем – детям, старикам, соседкам…. Это был, своего рода клуб. Всегда кто – то сидел на лавочке, кто - то играл в "Домино", кто – то катался на качелях. Около каждого дома был двор.
- Да, конечно, я помню.
- Дети даже спрашивали у мамы: "Мам, я пойду во двор?"
- И это означало:  пойду гулять?
- Да, гулять, но около дома.
- С дворовыми ребятами?
- Совершенно верно!  "Пойду гулять" – это было неопределенно. И сразу же масса вопросов мамы: "Куда гулять? С кем гулять? Когда придешь?"
А если просишься выйти во двор около дома, никаких вопросов. Если надо, тебя позовут из окна.
- Интересно! Была жизнь, когда люди не бормотали в свои сотовые телефоны, а кричали из окна: "Галя домой!"
- Когда приезжали новые жильцы, само собой их дети выходили во двор.
- Знакомились?
- Обязательно! Это был целый ритуал. К новенькому присматривались, приглядывались…..   Особая детская смекалистость быстро распознавала жмота, фраера, умного, глупого….
- И что дальше делали с этой "характеристикой"?
- Это было грустно. Если новенький, по каким – то параметрам, не подходил к уже сложившейся компании ребятишек, то ему нужно было доказать, что на него можно положиться.
- А кто не подходил?
- Лентяй, в первую очередь. Во дворе проходили волны увлечений – то все рисовали, то играли в "классики", " прятки", "догонялки", "в дочки матери". Создавались игры про войну - рылись в сугробах туннели, строились из картона атрибуты игры и т. д.
- А если кто – то говорил: "Не хочу!" ?
- "Не хочу!"  и ты выходишь из игры без проблем. Но если кто - то сказал: "А почему это я?" – это был самый настоящий конец участия в игре этого "выяснителя", без права возвращения.
- Строго!
- Очень строго! Ябедничество и лень считались приговором. Мы на всю жизнь усваивали законы нашего двора – неразглашение тайн, полная отдача общему делу, не хитрить, не увиливать от трудностей….
- Это просто школа жизни!
- Да, сегодня есть целые курсы, на которых взрослых людей обучают быть коммуникабельными.
- Но это другой стиль поведения.
- Конечно, другой! Сегодня людей обучают не показывать зависти, скрывать раздражительность, делать вид, что ты инициативный, трудолюбивый.
А у нас во дворе была в чистом виде искренность. Никакого притворства и фальши!
- Но можно ошибиться, вспылить, разозлиться?
 - И тут проявлялась сущность ребенка! Иногда необходимо было поссориться со всей группой, чтобы доказать свою правоту.
- Ссорились?
- Ещё как! Но не малодушничали.
- А почему же ты сегодня чувствуешь себя уволенной?
- Потому что сегодня ты постоянно "новенькая", которую экзаменуют…. Я очень устала. Мне надоело!
- Кто экзаменует?
- Все!
- Но рядом с тобой никого нет.
- Правильно. В машине я одна, но не дай Бог мне ошибиться за рулем!
- А дома?
- И дома тоже самое! Постоянный экзамен – какая  я  мама, бабушка, жена, подруга….
- Но ты одна и свободна! Ты не в тюремной камере, не в коммунальной квартире! Может быть, тебе свобода не привычна? Ваш двор в твоем детстве был похож на закрытое пространство. По законам этого двора было непросто жить ребенку нестандартному.
- Нестандартность не была наказуема. А те, кто не любили двор, жили своей жизнью.
- А сегодня все живут своей жизнью. Тебе не нравится жить свободно от чужого мнения?
- Но для этого нужно забыть, что у меня есть дети, внуки, друзья….
- Зачем забыть? Жизнь уже изменилась до неузнаваемости.  А впереди ещё большие изменения!
- Войны?
- Нас всю жизнь пугают войнами, а в это время мощное течение развития человечества несёт нам интернет, электронную почту, кино, книги, любую информацию….. И всё это
размещается или на маленьком экране с твою ладошку, или на огромной стене. И это ещё не всё!
- А что ещё нас ожидает?
- Границы отменят, паспорта – люди будут свободны от патриотизма, от национальностей….
- От религий?
- Знаешь, что такое религия для художников?
- Знаю, но объяснить не смогу…..
- Честное и искреннее прикосновение к холсту – это Бог! Люди проводят время в борьбе за запреты, выступают против греха со сжатыми губами…. А Божество в сути наших дел и творений, в значении того, что мы создаем, в освещении природы…..
- Художники ждут удобного света.
- Они ждут вдохновения! Этот свет не бесконечен. Бывает, что мы теряем его из виду. И тогда мы спрашиваем: "Господи, где ты?"
- Вдохновение – это будет новая религия?
- Вне сомнения!
- Но это нереально!!!
- Очень даже реально! Мы платим определенную сумму в месяц, в год и имеем возможность попасть к любому врачу.
- Да, это так.
- Точно так же мы платим одну и ту же сумму и пользуемся телевизором, интернетом, телефоном в любом объеме.
- И это правильно.
- Точно так же люди будут платить определенную сумму и свободно заходить в любой магазин, в любой поезд, самолет. Будут заказывать со всего света любые товары, не выясняя их цену.
- В Европе уже отменили границы. Но это страшно…. Ещё неизвестно…..
- Победит мощное течение цивилизации! Да люди стали более свернутыми в общении, похожими на роботов. Но они готовятся к будущему.
- Ух, ты!
- К сожалению, сентиментальность  уступит место деловитости.
- А как же Шопен, Скрябин?
- Будут огромные здания, в которых разместятся мольберты для художников, лучшие музыкальные инструменты, для тех, кто хочет учиться.
- Всё будет доступно?!
- К этому мы идем.
- А чувства?
- Что чувствует бабочка?
- Счастье!
- Белка красавица?
- Мы все равны на Земле?!
- А метеорит нам на это не намекнул?
- Очень даже намекнул….. Если суждено погибнуть, то никому не спастись.
- А если суждено выжить, то только всем вместе!!!
- Так значит, я не уволена?
- Ты свободна! Мы ещё не живем в просторных гулких от эха жилищах, мы ещё различаем друг друга по именам и принадлежности к стране. Но уже пришла свобода, которая напоминает одиночество.
- Но это не одиночество?
- Нет. Это новая реальность.

15.02.2013




Пусть обижаются все на меня,
Пусть этот мир от меня отвернется!
Пусть одиночества тонкая шаль
В моду, как музыка грусти, вернется.

Пусть я по улицам древним пройду,
Пусть я со многими здесь не знакома,
Многих не встречу и не найду,
Но я была здесь когда - то, как дома….

Умные ноты, как изумруд,
Древних мыслителей блеск интеллекта!
Чудо души, благородство поступков –
Мудрости свет на широких проспектах.

Мало освоить, не поможет диплом,
Молодость часто, как в вихре угарном!
Тайна успехов в чувстве твоем
Быть благодарным, быть благодарным….

Слышишь, запомни добро нежных рук,
И не забудь, кто открыл тебе двери
В мир интересный, ты в дар получил
Силу таланта без веса, без меры.

Без промедленья жизнь требует долг
В грубом,  чужом, раздражительном тоне.
И я кричу тебе: "Остановись!"
Вдруг оказалась в шуме и в звоне….

Сердце колотится. Жалости нет….
Пусть повернуться ко мне все спиною!
Выйду на станцию, поезд вдали –
Я тороплюсь на встречу с весною.

Всё позабуду в объятьях любви,
Знать не хочу, что там происходит.
В жизни, поверьте, случайностей нет –
Только кто ищет, тот и находит.



05.01.2013



Совершенно случайно подошёл человек
И в глаза посмотрел чистым искренним взглядом.
Лето в красках, как звонкое счастье звучит,
И как птица  хвалится пестрым нарядом!

А потом он спрашивал, что я пишу
И какие мелодии с детьми сочиняю.
Он рассказывал о себе, о друзьях, о семье….
То, что он говорил, не забываю.

Часто  видела его на ходу, из окна -
Он с собакой красивой торопился куда – то,
И всегда становилось на сердце тепло,
Словно в детстве смешном давно и когда – то….

А однажды мне передали от него хлеб –
Ржаной и вкусный, аромат невозможный!
Мы ели, им испеченный хлеб –
Отрезали кусочки тонкие осторожно.

И ещё раз встретились – последний аккорд,
Он был болен – Бог наверху заждался….
Человека этого на Земле больше нет,
Он в стихах и в мелодиях дивных остался.

Дождь шумит, и туман грустит за окном –
Человек этот в каждом явленье природы.
Силу духа и светлую мудрость свою
Он оставил родным на долгие годы.

Не забыть никому этот свет его глаз,
Эту искренность в сердце. Пронзительно горе!
Но растут сыновья, он оставил себя -
Его голос звучит в прекрасном миноре.

28.12.2012

Эта Боль

Эта Боль одевается в наши цветные одежды,
И в оляпистых красках не модно кричит.
Эта боль, диссонансом в мощном аккорде,
Вновь в прелюдии горько звучит.

Мы ругаем себя за маразмы, за старость,
И рассказы – лохмотья бедны и смешны….
Обнажаем не тело, а раны, как струны,
Стоны музыки грустной  слышны.

Появляется Боль, выбегают  навстречу
Только холод обид, нищета и раздор….
А она эта Боль, притворившись девчонкой,
Мелет глупый, наивный, отчаянный  вздор.

Я пытаюсь поймать её чувством и взглядом,
И, как бабочку нежную, взять на ладонь….
Защищается Боль – её всхлипы и вопли:
" Не смотри на меня, не жалей и не тронь!"

Я открою ей сердце, двери и душу,
Эта Боль прислонится, привыкнет ко мне.
Я спою ей красивые добрые песни –
О любви, о мечте,  о судьбе…. И на дне

Нашей жизни останется вечная память,
Кто сказал, что всё нужно забыть?
Моя Боль, моя Совесть, как ноты в аккорде -
Это плот.  Океан я хочу переплыть!

И увидеть восторженно -  мир так прекрасен!
И течение времени нас всех спасёт…..
Пусть меня эта Боль никогда не оставит,
Пусть со мной, как и музыка, вечно живет.