11.03.2011

Воспоминания моего отца (Глава - 4)

Подошло время призыва в армию. Ривке никак нельзя было оставаться с младшим сыном – инвалидом. У неё на базаре была лавчонка, которая приносила ей  доход, а муж не признавал коммерческой деятельности своей жены. Вся надежда была на старшего сына, которого призывали в армию. Юн – рвался к лавке, его тянула торговля, а Семён мечтал попасть на Кавказ.

Моя бабушка Ривка уплатила врачу призывной комиссии 500 рублей за гарантию признать отца негодным к службе. Так в те времена откупались многие.

Отец об этом узнал во время медосмотра и сказал врачу, что если его забракуют, то об этом немедленно узнает начальство, и тогда уж доктора неминуемо ждет каторга. Не на шутку испугавшись, доктор тут же возвратил Ривке взятку, ну а попасть на Кавказ оказалось не так уж трудно. И не просто на Кавказ, а на Персидскую границу.
   
Сама поездка (отец впервые покидал родной дом), незнакомые места, необычные города, Кавказские горы, люди совсем не такие, какими он представлял их себе – всё это произвело на отца колоссальное впечатление.
    
После тяжелого труда на мельнице, отец постоянно подключался к рабочим во время погрузки и разгрузки мешков с зерном и мукой, армейская служба казалась ему не трудной.
  
 Капельмейстер отбирал из новобранцев пополнение в духовой оркестр. До армии отец играл на скрипке в сельском оркестре, знал нотную грамоту, и этого оказалось вполне достаточно, чтобы попасть в оркестровую группу. К тому же отец подходил для строевого музыканта своим ростом, правильным телосложением, к тому же он обладал природным чувством ритма.

Хорошая физическая закалка, ясный ум и неиссякаемое чувство юмора – окончательно решило его судьбу.
  
Кстати, о юморе сказано много, но о юморе в армии должен быть особый разговор. Если короче, то в армии без юмора жить невозможно.
 
 Папу закрепили к баритону, через пару месяцев чех-капельмейстер назначил его своим помощником, с последующим представлением к унтер - офицерскому званию.

Это было неслыханным делом. Еврей-солдат – это уж куда ни шло, но стать унтер – офицером, к тому же не крещённым, было делом невероятным.

Оркестр состоял, в основном, из крестьян. Отец тоже был деревенским парнем, и ничем не отличался от своих новых друзей. Солдаты оркестранты уважали его.

Совершенно не понятно где отец усвоил приемы французской борьбы, но наряду с шагистикой, гимнастикой, музыканты, почти все, увлекались борьбой – равных борцов им в полку не было.
 
Необходимо отметить весьма важную и существенную особенность - оркестр много времени уделял на выступления в общественном собрании, на всевозможных вечерах и званых ужинах.

Кто служил офицером на Персидской границе, в Закавказье? Безусловно, те, кто оказался в немилости, кто где-то в чем-то проштрафился. Следовательно, офицеры были, в основном, прогрессивно настроенные люди. Игра духового оркестра всегда захватывала дух, а в глуши, вдали от дома, тем более.

Комментариев нет: