13.02.2012

Акт лжи

Для меня соврать – это сложный и подготовленный акт, который ещё надо суметь осуществить. Поэтому всегда удивляюсь, с какой легкостью люди лгут. Получается у них это просто и естественно. Именно естественно! Какая – то особая организация мыслительного процесса, которая своей скоростью реакции не прекращает меня поражать.
Заболела моя приятельница – грипп, как всегда не вовремя, нарушил не только её планы, но и мои. Мы распределили обязанности по подготовке  праздничного стола, но болезнь свалила её. Она подробно рассказала мне по телефону о ломоте во всем теле, о температуре, о боли в горле и в животе. Оставив меня наедине с глазу на глаз с создавшейся ситуацией, когда я одна должна была выполнить то, что мы планировали сделать вместе, она прекратила отвечать на телефонные звонки, что и понятно – болеть так, болеть.
 Вечером следующего дня, решив навестить мою больную подругу, подошла  я к её дому,  позвонила для приличия по сотовому телефону, хотя видела, что она дома – машина на стоянке, свет в окне.
- Ты знаешь, я ещё на работе. Как только подъеду к дому, сразу же перезвоню тебе – моментально, не запинаясь, соврала она.
- Но как же ты такая больная на работе? – я видела её силуэт в окне.
- На ногах болею…. –  грустно завершила она свою ложь.
Сотовые телефоны предоставили большие возможности для лжецов. Это же, как легко и здорово – ты находишься дома, а можешь сказать, что на работе, если не хочешь принимать кого – то, кто по наивности верит тебе, когда ты жалуешься  на «страшный грипп».
О компьютере вы сами можете мне рассказать. Сколько лжецов и преступников используют желание людей общаться! Тебя не видят. Это же мечта! Ликующий от своей безнаказанности подонок пробирается не только в дома, но и в души, в сердца, в частную жизнь. В виртуальной жизни Ложь нашла себя и многогранно властвует миллионами желающих приобрести друзей в нашем холодном и равнодушном мире.
Но не только в виртуальной, а и в обыденной реальной жизни меня поражает именно легкость, с которой люди лгут.
Везу я свою соседку из супермаркета – она одинока, без машины, и иногда обращается ко мне за помощью. Подъезжаем мы к её дому и звонок на сотовый телефон. Не задумываясь, она кому – то говорит, что будет дома не скоро. Это она уверенно произносит, заходя в свою квартиру.
Почему я так реагирую на эти случаи лжи, хотя в современном мире они даже ложью не называются? Естественно и просто человек планирует своё время, и отказывается встречаться с теми, кого не хочет или не может принять. Всё правильно!
Но мешает мне одна мысль: если он или она лгут в мелочах, то почему эти люди не смогут соврать в крупном или серьёзном?
Да и к чему врать, когда можно сказать правду?

Лужа и Океан

- Океан похож на человека мощного и сильного по своей природе! Он многогранен, непостижим и невероятно интересен!
- А есть люди, которые напоминают мне Лужу – мелкую и скучную, на дне которой скользко…
- Океан таланта! Океан терпения! О луже так не говорят…. Прошёл дождь, и осталась Лужа, а возомнила себя Океаном.
- Но кроме Лужи и Океана, есть Озёра…. Они спокойны и величественны. Озёра -  никуда не торопятся.
- А есть горные реки, стремительные в своём течении – их не остановить!  Стремительность и страстность – это редкие природные качества!
- Океан с Лужей не спутаешь.  А как разбираться в людях? Внешне солидный человек, с образованием, культурный в манерах, а начнёшь с ним разговаривать и понимаешь, что вляпался в грязную лужу….
- Вляпываются не в лужу.
- Ну, это я так образно говорю. Ты же меня понимаешь?
- По чувствам и по поступкам, по способности мыслить, мы довольно быстро определяем, с кем имеем дело – с Лужей или с Океаном. Мудрость и талант настолько очевидны, что их не спрятать ни под какой оболочкой. Даже если Океан притворится Лужей, мы всё равно понимаем, что перед нами Океан.
- А что лежит в основе мудрости и таланта?
- Природа, конечно! Тот, кто родился Лужей, не сможет быть Океаном.
- Лужа часто думает, что она Океан…. Она тоже из воды, и с ней не поспоришь. Как ты ей объяснишь, что Лужа – это не Океан.
- Не надо ей объяснять ничего, если она думает, что Океан  и Лужа – это одно и то же.
- Но и мы сами, иногда, принимаем Лужу за Океан.
- Да люди забывают, что Океан – это целый мир растений и рыб, течений и штормов. Океан дружит с ветром и солнцем, с облаками и с луной. Он способен на гнев и на ослепительное радостное сияние. Океан может очаровать и погубить….
-Но в Луже тоже утонуть можно.
- Лужа не способна на большие чувства. Это кусочек воды, оставшейся после дождя. Если бы не было дождя, не было бы и Лужи.
- Жизнь людей почти не учитывает, что мы не похожи друг на друга. Кто – то по природе инертен, и каждое дело для него труд рутинный и нудный. А другой человек, без дела погибнет, задохнется, как рыба на песке.
- И внешнее поведение невозможно сравнивать. Одни могут бездельничать годами, а для других пассивность невыносима.
- Вспыльчивость пытаются обуздать,  уничтожить. А ведь вспыльчивость – это качество Океана. Только Океан от гнева выходит из берегов!  Мы не можем все, как один, превратиться в Лужи.
- Но многие властители пытались это сделать. Людей независимых, сильных духом, хотели сломать, и превратить в ничтожество, в жижу….
- В истории человечества было много тиранов, желающих уничтожить самых талантливых и красивых.
- Но у них никогда это не получалось. Океан – это Океан! Даже если его отравляют химией и радиацией, он  стонет, страдает и самоочищается.
- Но и у Океана есть свои пределы терпения.
- И всё-таки, как ты определяешь, кто из людей похож на Лужу, а кто на Океан?
- Это очень легко! Океан мыслит и чувствует совсем по - другому, чем Лужа. Он сам огромен по своим возможностям, и в других видит потенциал. Он великодушен и умен.
- Но он высокомерен и суров.
- Океан опасен, его необходимо изучать!
- А Лужа совсем бесполезна?
- Лужа – это вода, которая испарится, и от неё ничего не останется.  Она превратится в облако или в капли дождя.
- Но она участвует в кругообороте воды.  Лужа – это водоем, среда обитания для множества насекомых. Птички, лягушки, черепахи, ящерицы очень нуждаются в воде.
- Но Лужа – это не Океан.
- Лужа горда тем, что она владеет собой. Она тиха, скромна и иногда симпатична…. Даже художники рисуют Лужи, как часть пейзажа.
- А Океан расстраивается, из-за того,  что он не может быть Лужей.
- Быть Океаном нелегко! В Океане плавают не бумажные кораблики, а настоящие корабли.
- Но люди мешают Океану!
- Они забывают, что Океан – это не Лужа.
Вдогонку

Вдогонку не любят и не дружат…. Но многие люди считают, что можно любить и дружить вдогонку. Начинаются отношения любви или дружбы, и люди не думают о продолжении.
 
Как можно думать о продолжении, когда ещё ничего не началось? Но даже, когда началась любовь или дружба, люди всё равно не думают о продолжении: кого – то несёт течение событий, и мы надеемся, что это течение событий наша судьба.
 
А кто- то не думает о продолжении любви или дружбы, потому что надеется на лучшее, что встретится в жизни.
 
А кто – то просчитывает, высчитывает проигрыш или выигрыш из дружбы и из любви, которую можно бы начать, но знать бы продолжение….
 
И вот так проходят годы - они не ждут никого, а разъединяют нас всё дальше и дальше, и мы оказываемся на разных сторонах планеты. Кто – то из нас понял, что мы никогда больше не встретимся, не вернемся в свою юность, не услышим  друг друга, и не увидим. Этот кто – то и создал интернет. 
 
Мы перестали заглядывать в почтовый ящик и покупать конверты. Самые разные виды переписки, диалога в интернете сменили листочки писем, исписанные нашими почерками. Теперь, когда говорят: « Я получил письмо!» - это значит, что письмо пришло по электронной почте. Но почерки у нас всё равно остались прежними…. В электронных письмах остался наш индивидуальный стиль!
 
Через какое – то время тот, кто создал электронную почту, придумал  скайп, чтобы видеть и слышать друг друга. Но расстояние между нами продолжало увеличиваться. Непонимание никуда не исчезало, ему в нашей разделяющей пропасти всё удобнее было располагаться и обосновываться.
 
Тот, кто согласился с новыми видами коммуникации, почему – то постарел. Обрывки воспоминаний не молодят…. Мы всматриваемся в экран компьютера, но легче не становится. Кресло около компьютера превратилось в инвалидное кресло, а квартира - в дом для престарелых.
 
Мы любили и дружили когда – то, думая, что всё ещё впереди – новые друзья, новые встречи….А может быть, надо было остаться на той же улице?
 
                                     *****
 
    Наша остановка называлась «Трамвайная», а за ней следующая - «Бульвар Славы» …. Там всё было для того, чтобы остаться молодыми и счастливыми. Снег зимой, а весной река разливалась в шикарных берегах леса, совсем не далеко от дома. Мы расстались сразу же, как только началась взрослая жизнь - это она была нам разлучницей. Не было ни минуты свободного времени, чтобы хотя бы позвонить друг другу. Ветер перемен продувал насквозь,  и надо было защищаться от него.
 
Мы не раз бежали с уже обжитого места…. Собирали чемоданы, паковали книги, и старенькое пианино хрипело простуженным голосом: «Ещё одного переезда я не выдержу….»
 
В новом городе или стране распаковывали чемоданы, на новые полки устраивали старые книги, и для простуженного и расстроенного пианино вызывали настройщика. Шили новую одежду, подбирали улыбки для чужих людей, которые так и не стали нашими. С годами фальшивые улыбки выцвели и превратились в маски усталости.
 
С помощью интернета мы знаем об опасности, которой окутана наша планета. Мы уже никуда не бежим. Бежать некуда. Опасность везде!Только цветы в нашем саду надеются на солнечное тепло и благодарны нам  за то, что мы их любим. Эти цветы будут с нами до конца. И даже после того, как мы уйдём…

20.06.2011

Во сне и наяву...


Значение этого странного сна я поняла сразу, хотя многое из того, что вижу под утро или среди ночи раскодировать не могу. А этот сон был мне знаком – я его видела в реальности.
Когда – то, работая с учениками,  я приводила в качестве примера груду вещей… Огромная, с десятиэтажный дом, груда всяких и разных вещей – поломанные стулья, кастрюли, старые газеты, железные кровати, оправы от очков….
- И нам с тобой надо это всё разобрать и рассортировать – говорила я – Реально это или нет?
- Какой величины эта груда? – уточнял ученик
- Огромная! – Отвечала я.
- Как дом?
- Да, как многоэтажный дом….  Сможем мы её, эту груду, разобрать, т.е. рассортировать предметы по внешним признакам? Стулья в одну сторону, кастрюли - в другую и т.д.
- Сможем, наверное… - отвечал ученик неуверенно.
- Конечно, сможем! – радовалась я, начиная урок, в котором нам предстояло справиться с  громоздкой для ученика сонатой Бетховена, или с совсем не простыми прелюдиями Гершвина.
Пример этот был, как вы понимаете, не очень – то вдохновляющий, но он помогал понять, что если не разбирать  каждодневные дела и обязанности, то они превращаются в груду величиной с многоэтажный дом. Груда эта, конечно, не пугает, потому что все предметы известны и знакомы, т.е.  никаких вопросов нет. Но и радости мало. Самое главное не пропускать ни одного дня, чтобы продвигаться к намеченной цели.
… И вдруг эта груда мне приснилась: открываю я дверь, хочу выйти из дома, а передо мной груда этих ненужных вещей… Я начинаю их отбрасывать, расчищая себе дорогу, но конца этой бессмысленной груде нет. «Хорошо, хоть небо голубое вижу…» - думаю я во сне, стараясь поддержать себя. Но понимаю, что с грудой этой не справлюсь – силы уже не те. И потом, где гарантия, что завтра, открыв утром дверь, я опять не встану перед этой же грудой хлама?  «Меня ждут цветы…. Каждое утро я их поливаю». Но сначала надо разобрать эту груду из не нужных никому предметов.
«Ах, вот оно что! – догадалась я во сне – теперь понятно, почему меня не навещает никто. Около  двери моих друзей  тоже такая же бессмысленная груда громоздкостей. Пока они разберут её, уже поздно и надо идти спать. И так каждый день….»
Нет, конечно, я не толкователь снов. Но этот сон поняла:
Каждый день своей жизни мы встречаемся с грудой информации – в виде новостей, телевизионных передач, кино…. Привычно открываем компьютерную страницу  с международными происшествиями и «разбрасываем», т.е. сортируем груду ненужной хроники. Хотим мы или не хотим, вслушиваемся, вдумываемся, пытаемся отличить правду ото лжи.
Читаем статьи о нашем с вами прошлом, которое грудой, вернее грудью закрывает нам очаровательную повседневность. Мне бы встретиться с приятельницей за столиком в уютном кафе, но, даже разобрав груду мыслей о страшном прошлом планеты или истории страны, я остаюсь под грудой впечатлений от того, что прочитала, услышала, узнала.
Понимаю, что мы обречены не расставаться с информацией о том, что с нами было и о том, что с нами будет…. Пытаюсь развлечь себя передачей, которую люблю, но и она превратилась в последнее время в груду ненужной бессмыслицы, я даже жалею ведущего, неглупого вроде бы человека. Мой любимый артист, в очередном бессмысленном фильме, тоже принес мне груду разочарования….
После этого странного сна, стало понятно, почему все люди давно оделись в джинсы и кроссовки – это дерюжная рабочая одежда делового человека, которому нужно в течение дня разобрать груду дел.
Женской моды вообще не существует. Никто не занимается рукоделием…. А когда? Всем некогда! И вообще, крепдешины и креп жоржеты совершенно не подходят для  нынешнего образа жизни. Это не важно, что мужчинам нравилась женщина в легких и нежных одеждах. Уже давно женщины, как и мужчины, одеты в облик и стиль, не отвлекающий их от участия в разборках  груды каждодневных  споров, ссор…. И так до самой старости.
Вполне возможно, что к пенсии эта груда исчезнет. Может быть, на пенсии я смогу открыть дверь и сразу же полить свои цветы? Какое это будет счастье! Не тратить силы на то, чтобы разбирать груду ненужного хлама, покрытого паутиной, а сразу же почувствовать себя свободным человеком!
Только после этого сна, у меня возник вопрос: а кто набрасывает нам эту груду ненужной никому информации, затхлых мыслей и чувств под дверью? Память? Вы говорите, что мы должны все знать, помнить, осмыслить и не забывать?
Но так мало времени остаётся для ухода за цветами! Или эти цветы будут на моей могиле? Нет не на могиле, а на памятнике с надписью:
« Она героически сражалась с грудой бессмысленных дел, мыслей и чувств».
Раньше были не груды, а кучи дел. Помните фрагмент из фильма, который мы все знаем наизусть? Героиня комедии, отказываясь от приглашения встретиться с влюбленным в неё человеком, говорит, что у неё куча дел. На что её партнер по фильму машинально отвечает: «Ничего страшного - подождет Ваша куча!»
А сегодня другие времена – никаких куч, только груды, без которых многие уже не могут обойтись.  Мы часть этой системы, где создаются груды препятствий, не дающих  петь песни под гитару у костра, или просто собравшись вокруг стола….
Неправдоподобные ситуации  нашей реальности только говорят, что мы уже в новом веке, и он будет не похож на то, что нам уже известно….
Подросток переписывался по интернету с виртуальными друзьями. Обычное дело, даже для меня, хотя я родом больше из девятнадцатого века, чем из двадцатого. «И вот однажды – рассказывает мне мама этого юноши -  молодые люди, после длительной переписки в интернете,  договорились встретиться в нашем доме. Приехали гости, встретились за ужином в гостиной. Пообщались немного. Разошлись по комнатам. И…. из этих комнат начали переписываться друг с другом». Мне нечего было сказать этой женщине – такова сегодняшняя жизнь.
Очень часто, скучая по друзьям и некоторым родственникам, я хочу их пригласить в гости, но вспоминаю про груды проблем, которыми завалена моя дверь  и, представляя, как заняты все, кого я хотела бы видеть, откладываю эти приглашения.
Когда нам удается пообщаться хотя бы по телефону, я слышу в интонациях дорогих мне людей озабоченность – их ждёт и торопит груда дел и обязанностей …. во сне и наяву.


13.06.2011


Наш туристический автобус приближался к замку в пригороде Парижа. Мы уже побывали  в Лувре и в Версальском дворце, прошли пешком по знаменитым улицам и мостам неповторимо очаровательной столицы Франции, и в последний день нашего путешествия, вместе с шикарным дождём прибыли в замок Шамбор в долине Лауры, который был возведён по чертежам Леонардо да Винчи.
Мы преданно слушали голос гида в микрофоне автобуса, стараясь не пропустить ни слова:
- Не теряться, не разбегаться, в туалет тоже ходим организованно… - говорила деловым тоном гид, и я подумала, что такую модерновую  чувиху, можно встретить не только в Париже, но и в центре Москвы в каком – нибудь ресторане.  Сразу же, когда она поднялась в автобус, сообщила, что живет в Париже, с мужем французом развелась, и в настоящее время свободна – явно хотела рассмешить уставших от путешествия людей, но группа дремала и на контакт не шла.  
  Потеряться в пригороде Париже совсем не страшно. Даже романтично. Но не тогда, когда мы путешествуем группой. Думайте обо мне что хотите, но я лучше музей не досмотрю, а в автобусе буду первая, чтобы не заставлять ждать себя.
Вот и в этой поездке я старалась не отставать от гида. Она, не оглядываясь на группу,  стремительно продвигалась к намеченной цели, т.е. к замку, но по пути планировала привести  нас к ресторану, чтобы быстренько перекусить .
Крепко прижимая к себе хипповую сумку, совсем не подходящую к её  элегантной плиссированной юбке, из прозрачной ткани, она низким блатным голосом беседовала с кем – то по сотовому телефону, а мы мелкой рысью бежали за ней, чтобы не потерять её из виду в толпе туристов.
Не оглядываясь по сторонам, мы примчались к назначенному пункту и встали в очередь. Я оказалась рядом с нашим гидом, и покорно продвигалась вместе со всеми в нужном направлении. За нами выстроились все участники группы, только мой муж, как всегда, фотографировал какую – то бабочку, и белого павлина он тоже не мог пропустить.
Я, конечно, нервничала, что мой муж не стоит со всеми в очереди, но виду не подавала - знала, что краем глаза он следит за очередью, и в нужный момент подойдёт.   В итоге своей недисциплинированности, он из каждой нашей поездки привозил тысячи уникальных снимков. Только дома, вместе с друзьями, я начинала смотреть дивные фотографии и понимать где я была за границей.
А пока я следила за продвижением очереди и глазами  показывала мужу, что пора ему подойти. Если он опоздает и не присоединится, его не впустят - вход был по каким – то талончикам. Это я пыталась  объяснить ему взглядом. Он понял моё беспокойство, не спеша подошёл, молча встал рядом со мной, продолжая крутить головой и высматривать – что бы ещё сфотографировать.
- Какой – то чужак прибился к нам... - тихо сказала мне наша гид в плиссированной прозрачной юбке, прикрывая для конспирации рот рукой. Она была явно встревожена появлением моего мужа.
Я посмотрела на него её глазами и увидела подозрительного человека,  в неяркой, но всё – же оранжевой футболке, в кепке по самые глаза, с огромным фотоаппаратом на животе. Он слышал встревоженный шепот нашего гида, но не понял, что речь идет о нём.
- Надо бы его отогнать – продолжала хриплым басом наша гид.
- Действительно! – ответила я в её тональности. – Ходют тут всякие!!!
Наша гид  храбро сказала моему мужу какую – то гневную фразу по – французски.
И тогда он не торопясь повернул голову и внимательно посмотрел на неё своим знаменитым грустным взглядом -  врач по профессии, он начинал вникать  в суть дела, чтобы поставить свой диагноз.
- Похоже, он не понимает по – французски  - подсказала я ей тихим голосом.
-Товарищи! - Заорала наша гид – К группе примкнул какой – то чужак!  Надо его отогнать!!!
- Действительно! – громко вторила ей я – Просто невозможно!  – оглянулась на группу, которая уже хохотала и подыгрывала мне.
- Может это террорист!? Зовите полицию! – предложил наш сосед по автобусу, он вообще понимал шутку с полуслова -  в путешествии такие люди на вес золота.
Наша гид бурлила английскими словами, но мой муж продолжал смотреть на неё внимательным взглядом врача.
- Гнать его надо!!!! – орала гид слова, которые можно было понять, как «Спасите, кто может!»
… Как – то одна моя знакомая накормила своего двухмесячного малыша шоколадом, и прибежала к нам домой ночью за помощью - ребенок был в критическом состоянии.
- Зачем вы дали грудному ребенку шоколад? – спросил мой муж, по тону его было понятно, что он в ужасе.
- Ну как же детям без сладкого? – ответила молоденькая мама, и тогда он тоже посмотрел на неё этим его знаменитым грустным взглядом и вызвал «Скорую помощь».
…. Вдруг эта наша гид в плиссированной прозрачной юбке, прижимая к себе хипповую сумку, пошла пятнами – лицо и шея её от гнева изменились в цвете так, что мой муж точно знал - это истерика, но не хотел ей помочь. Она пыталась толкнуть его и готова была к самым решительным действиям, но я сжалилась над ней:
- Скажите, - произнесла я внятным шёпотом – Вы совсем с ума сошли?
Все молча смотрели ей в глаза…. И вдруг, до неё начало доходить…. Она совершила ошибку! Кровь отлила от её лица, она побледнела.
- Что? Кто? Почему? – посыпались из неё отдельные слова, возвращавшие её из  одного кошмара в другой. Публика в очереди очнулась от напряженной паузы и умирала со смеху. Только одна пожилая дама произнесла:
- Ужас какой!
- Так Вы из этой группы? – промолвила наша гид, обращаясь к моему мужу уже на русском языке. -  Почему же Вы молчали? Почему не сказали, что Вы не чужак?
После паузы такой же грустной, как и взгляд моего мужа, он произнёс слова диагноза:
- Я представить себе не мог, что во Франции встречу гида с таким низким культурным уровнем.
Услышав  вердикт врача, она, наконец – то поняла, что перед ней серьёзный человек, которого она неумышленно, но обидела…. Стараясь загладить неловкость, она прошла с нами в зал ресторана, пыталась помочь заказать что – то из меню, понятное только для тех, кто его написал, но мой муж грустно ел какое – тушеное блюдо с подливой, не обращая внимания, на то, что можно было бы ещё сфотографировать - он очень устал, как после тяжелого трудового дня.  
Вечером, гуляя в последний раз перед отъездом по Парижу, мы размышляли о том, что произошло днём. Нам была понятна напуганность и агрессивность нашего гида, к сожалению реальность терроризма держит нас всех в тревоге и страхе. Но сколько таких случаев, когда мы ошибаемся и принимаем своих за чужих?





21.05.2011

Пианино и Стеллаж

Глава -1
Из города в город и из страны в страну мы возили за собой две вещи – Пианино и Книги. Зачем  в новом городе или в новой стране Пианино и Книги не представляли себе. Но когда заходили в пустой дом, и вместе с нами поселялись старые Книги и Пианино,  чувствовали, что мы не одиноки и не потеряли себя.
Для Пианино нашлось место в маленькой комнате. Дверь, открывающаяся в сад, пыталась заменить отсутствующее окно и придать комнате вид не чулана.
Книги долго томились в коробках, пока я не пригласила мастера по дереву, чтобы заказать Стеллаж.  Он долго не понимал, что такое Стеллаж и настаивал на том, чтобы сделать мне застекленный книжный шкаф. Но я не соглашалась, потому что это был тот редкий случай, когда я знала, чего хочу.  
Долго я объясняла ему, что такое Стеллаж, но мастер не был знаком с квартирами, в которых высокие Стеллажи прилипают спинами в любом месте квартиры и не мешают, даже если книги в них почти падают с полок.
В конце концов, я решительными линиями нарисовала Стеллаж, с необходимыми параметрами полок и стенок, и  видела, что мастер по мебели понял меня, хотя и удивился – почему я не хочу заказать книжный застекленный шкаф?
Через какое – то  время Стеллаж прибыл из мастерской к нам в дом. Как было намечено заранее, поставили его в узком проходе на балкон. Поэтому я и заказывала его таким плоским, чтобы он не мешал никому и ничему.
 Мы привыкли в прежней нашей жизни, что стеллажи размещались в прихожей, в коридоре, в простенках маленьких квартиры. Но растерялись, когда в наш новый дом внесли Стеллаж из натурального дерева…. Он точно соответствовал заданным и заказанным параметрам, но был слишком шикарен. Теперь стало понятно, почему цена, которую определил мастер по мебели, была так высока.
Старенькие Книжки разместились на полках шикарного стеллажа, но чувствовали смущение от своего потрепанного вида. Я их подбадривала, зная, что ценность этих Книг намного превышает ценность шикарного Стеллажа, но Книги были растеряны и жались друг к другу. Стеллаж, ничего не понимая, стоял в профиль и мечтательно рассматривал цветы на весенних деревьях в окне напротив него.
Сначала рядом с шикарным Стеллажом поставили кресло. Потом столик, на который сваливали ненужные журналы. А однажды, извинившись перед шикарным Стеллажом,  принесли ему в соседство стиральную машинку…. Он не возражал, но очень удивился:
- Понимаешь - оправдывалась я перед Стеллажом из красивого дерева – здесь очень удобно стирать и вывешивать белье на балконе….
- Конечно, конечно! – поспешно соглашался Стеллаж бархатным баритоном – Я всё понимаю.
Мне было неудобно  перед аристократом Стеллажом, но он быстро познакомился со Стиральной машинкой, и казалось, что они подружились. Когда Стиральная машинка работала, Стеллаж оживлялся – всё- таки лучше, чем тишина одиночества. Но они были не пара….
Когда началась неожиданно дождливая зима, мы купили сушильную машинку и поставили её рядом со стиральной.  Это было удобно - постиранное бельё сразу же высушить в Сушилке.
Плоский книжный Стеллаж надул губы:
- Мы так не договаривались! – возмущенно произнёс он.
Стеллаж, наполненный собраниями сочинений великих поэтов и писателей, словарями и энциклопедиями, нотами и альбомами оказался, можно сказать, в прачечной.
Но не было ни времени, ни возможности ему всё объяснять.
Периодически он спрашивал:
- Почему я, Стеллаж с книгами и с нотами, нахожусь в обществе Стиральной машинки и Сушилки?
- Ничего страшного! Они что тебе мешают? – ускользала я от ответа.
- Да нет…. Но мы не подходим друг другу! – я и сама понимала, что Стеллаж прав.
Через какое – то время пришлось рядом с Сушилкой и Стиральной машиной втиснуть гладильную доску с Утюгом. Это было очень удобно выстирать, высушить бельё и одежду, а потом подгладить рубашки и блузочки, брюки и платья….
Стеллаж из красного дерева высокомерно смотрел на нашу суету, молча терпел неудобства, как мог, сохранял книги и ноты от Утюга, который пыхтел паром в разные стороны.
Жизнь Стеллажа превратилась в сплошной стресс….
Глава -2
В то время, когда Стеллаж с книгами, Стиральная машинка, Сушилка и Утюг ютились в небольшом коридоре перед выходом на балкон, я преподавала игру на фортепиано в маленькой комнатке без окна. Дверь, открывающаяся в сад, пыталась заменить отсутствующее окно и придать комнате вид не чулана.
Очень часто, во время урока, когда ученики сражались с упрямыми нотами в аккордах, и рассыпающейся на кусочки мелодией, мне хотелось раскрыть альбом с репродукциями или книгу о великом композиторе - необходимо было оживить урок. Но … все альбомы и книги годы дремали на полках Стеллажа из натурального красивого дерева , который обреченно соседствовал со Стиральной машинкой, Сушилкой и гладильной доской с Утюгом в придачу. Прерывать урок с учеником и уходить из комнатки, где я преподавала, на поиски книги или альбома, не имело смысла – потерянное время и силы.
Да и закон пакости ещё никто не отменял: когда что-то хочешь быстро найти, никогда не получается!  Я пыталась несколько раз во время урока быстро побежать в другой конец  дома и достать из книжного Стеллажа  энциклопедию, или томик стихов, но книги, как будто специально менялись местами, и я с пустыми руками возвращалась к скучающему без меня ученику. О том, чтобы Стеллаж с нужными мне книгами был рядом с пианино, я даже не мечтала – комнатка, где я преподавала, была настолько мала, что едва хватало места для Пианино и небольшого дивана.
Я думала найти Стеллажу другое  положение в доме, но в спальной комнате теперь нахально разместился Телевизор. Да и Кровать с цветастым покрывалом не согласились бы никогда на присутствие громоздкого Стеллажа:
- Ещё чего! – восклицала надменная  Кровать – Стеллаж с книгами должен стоять в библиотеке.
- У меня нет комнаты для библиотеки! – объясняла я надменной Кровати.
- Но зачем тебе в спальной комнате Стеллаж с книгами? – резонно замечал Телевизор.
В салоне диван с креслами специально прижимались ко всем стенам и, глупо тараща глаза на меня, говорили хором:
- Ну, ты же не можешь поставить Стеллаж посредине комнаты?
- Ха – ха – ха!!! – хохотали стулья – Стеллаж с книгами посередине комнаты!
Люстра сверху загоралась от негодования:
-Через мой труп! – сказала она, и одна её лампочка перегорела от излишнего напряжения.
Глава -3
За окном шел дождь, хотя в это время года обычно уже вступает в свои права жара.
В шуме капель слышалась минорная мелодия, и я подошла к Пианино, которое всегда понимало меня без слов. В комнате без окна было почти темно, потому что в дождливый день дверь не открывалась, чтобы не расстраивать Пианино.
- Оно такое чувствительное, это Пианино, что от влаги и от ветерка моментально расстраивается! – объясняла Дверь всем, кто принимал комнату без окна за чулан.
Клавиши всегда рады встрече с музыкантами, даже такими неопытными, как мои ученики. Иногда Пианино вступает в сговор с моими учениками, и они сводят меня с ума своими глупостями, которые я вынуждена терпеливо слушать.
 Но сегодня был дождливый выходной день, и в темной комнате, напоминающей чулан, скучало красивое Пианино. Уже  много лет оно является главным смыслом моей жизни.
- Привет, Пианино! ….  Ты слышишь минор в шуме дождя? – спросила я, не зная как начать важный для меня разговор.
- Я слышу минор в твоём голосе – ответило умное Пианино.
- Есть у меня проблема, но ты, наверное, не сможешь мне помочь… – я провела пальцами по гладким клавишам.
- Что случилось? – встревожилось чуткое Пианино.
- Стеллаж с книгами и нотами оказался втиснутым между Стиральной машинкой, Сушилкой и гладильной доской с Утюгом – звучало это неправдоподобно и глупо, но мне не с кем было поделиться.
- Ему это мешает? – осторожно спросило чуткое Пианино, и само же ответило: -  Конечно, это диссонансное сочетание….
-Ещё какой диссонанс! – согласилась я, понимая язык музыки.
- А знаешь что? – сказало вдруг Пианино, после паузы – Этот Стеллаж полный ли худой?
- Что ты! – ответила я – Он очень стройный и красивый!
- «Стройный и красивый» - это всё эмоции, а ты измерь его в объёмах.
Какое умное у меня Пианино! Я побежала искать Сантиметр, обычно участвующий в кройке и шитье.
- Извини, Сантиметр, ты не откажешься помочь мне?
- А что случилось? – спросил Сантиметр
- Долго объяснять! – Сказала я, потому что мне не терпелось выполнить просьбу Пианино и измерить Стеллаж.
Мы с Сантиметром подошли к задремавшему в дождливый день Стеллажу, и измерили его параметры.
- Что происходит? – всполошилась Стиральная машинка
- Почему вы измеряете только габариты Стеллажа, а нас оставляете без внимания? – Сушилка тоже почувствовала что – то неладное.
И только Утюг не произнёс ни слова, потому что его двигали из комнаты в комнату много раз, и он уже ничему не удивлялся.
- Ну как? Измерили? – спросило деловито Пианино, когда мы с Сантиметром вернулись в комнату без окна.
- Измерили! – начала я докладывать.
- Это судьба!!! – закричало Пианино, когда услышало, что Стеллаж помещается в простенке рядом с дверью,  и даже остается ещё место для стула.
- Как ты не понимаешь? Это судьба! – Пианино было очень эмоциональным. - Можешь сообщить своему Стеллажу аристократу, чтобы готовился к переезду!
- Ты уверено, что он тебе не помешает? – я не верила в счастье  книжного Стеллажа.
- Мы с ним будем смотреться прекрасно, потому что подходим друг к другу! – мечтательно произнесло Пианино.
- Оба деревянные – съехидничала Дверь, но замолчала под строгим взглядом Пианино.
- Я пошлости не терплю! – Пианино покраснело от злости, и все заметили, что оно действительно подходит к книжному Стеллажу из красного дерева.
Всё закрутилось и завертелось в нашем доме. Мы таскали книжки, сортировали ноты, мыли пол и плинтуса – готовили всё для новоселья книжного Стеллажа. Он стоял пустой без книг и прощался со Стиральной машинкой, Сушилкой и гладильной доской с Утюгом. Всё – таки годы они провели вместе в проходе на балкон.
- Не переживай! – Успокаивала Стеллаж Сушилка – Всё будет хорошо!
- Отдохнёшь от нас! – улыбнулась ему Стиральная машинка.
- Что вы его успокаиваете? – воскликнул Утюг – Сколько он может страдать здесь? Ему рядом с Пианино самое место!
- Спасибо вам за поддержку! -  сказал книжный Стеллаж, и грустно в последний раз посмотрел в окно. Он знал, что переезжает в темную комнату, где есть только дверь, открывающаяся в сад.
Мужчины взяли Стеллаж за бока и понесли по ступенькам на нижний этаж дома в комнатку, где Пианино с волнением ждало появления своего нового друга.
Было совсем не просто установить долговязый Стеллаж и прикрепить его к стене. Он очень устал от всех переживаний, но, прислонившись к новой стене в маленькой комнатке,  сказал:
- Ну, наконец – то я  дома!
Книги, словари, ноты и альбомы с радостью занимали свои места на полках.
В сумраке комнаты они присмотрелись друг к другу:
- Добро пожаловать! – смущенно произнесло Пианино
- Будем знакомы! – торжественно представился Стеллаж.
Я взглянула на комнату, которая преобразилась от появления в ней книжного Стеллажа.
Села на свой стул между ними и рассказала им то, что никто ещё не слышал:
- Знайте, мои дорогие – обратилась я к Пианино и к Стеллажу – я бывала в домах, где не было ни одной книги.
- Серьёзно? – удивился Стеллаж
- Серьёзно. – Ответила я
- Ну и что? Разве книги обязательно должны быть в каждом доме? – спросило Пианино
- Не знаю! – честно сказала я – возможно в наш компьютерный век и необязательно держать в доме книги. Но не могу забыть, как я осталась ночевать в квартире своих знакомых, и не нашла даже одной маленькой книжечки в их большой квартире.
- А что было в их квартире? – спросил Стеллаж
- Всё! Мебель, драгоценности. И люди эти не были мещанами. Нет!
- Они были программистами – догадалось умное Пианино
- Совершенно верно – согласилась я – Они были способными и успешными людьми. Но семья их трагически развалилась.
- Из–за того, что у них не было книг в доме?
- Из–за того, что их не связывали строчки стихов, и мелодии души. – Я пыталась им объяснить необъяснимое. -  Книги дарят людям счастье, спокойное и умное.
- А музыка? – Пианино начинало меня ревновать
- Музыка – это фон для счастья! – Успокоила я красивое Пианино.
Они остались одни в комнате. Уют, который излучали книжный Стеллаж и Пианино, согревал весь дом.
- Как они там? – поинтересовался Утюг, он переживал за Стеллаж
- Всё замечательно! Они так подходят друг к другу! – сказала я и почувствовала, что вышла из черной полосы в своей жизни.
«Надо будет купить им торшер» - подумала я засыпая.
Но я забыла сказать вам самое главное!
В двери маленькой комнаты, напоминающей чулан, был кусочек узорного стекла, и лунный свет нежно освещал поселившихся рядом Пианино и книжный Стеллаж из натурального дерева.

24.04.2011

Как я любила быть среди людей!

Как я любила быть среди людей….
В праздники или в будни, нарядиться в какое – то платьице,выйти из дома и прибежать к подружке просто поболтать.
Зайти в полный зал пружинистой походкой…. От чего зависит лёгкая, летящая походка? От обуви? От настроения? Модные и удобные босоножки на танкетке позволяли почувствовать смелую женственность. К этим нарядным босоножкам хотелось сшить одежду, подходящую к новым чертам характера. Покупка  обуви  всегда была событием  – сапожки, туфельки, домашние пантолеты на каблучке.
Детские кожаные ботиночки, легкие, точно по ноге, пробуждали желание танцевать. Я их только померила перед праздником, и вдруг начала летать по комнате, выплясывая танцы в самых разных жанрах …. А главное, было ощущение, что все смотрят на меня, и видят какая я необыкновенная в этих замечательных ботиночках!
А долгие годы отрочества у меня были туфли, которые только подчёркивали мою неуклюжесть и угловатость. Как назло всё, что я носила в те годы, висело на мне, как на вешалке. Ни один цвет не был мне к лицу. Мы жили на грани бедности и в бездне грусти. Жизнь делилась на сезоны, недели, дни. И каждый из нас в обязательном порядке, не нарушая режима и расписания, выполнял всё, к чему обязывала система и распорядок.
Годы я не знала, что люди делятся на жаворонков и сов. Честное слово! Я считала, что все просыпаются рано утром и идут в школу или на работу. А тот, кто спит до обеда, т.е. валяется в постели – это аморальный тип и ему нет места в нашем социалистическом обществе….
А себя я вообще никогда не спрашивала, хочу я спать или нет. Война закончилась, но военное положение в нашем  доме осталось. Девочкой я была собранной и организованной, но мне это не очень – то  помогало. Изо всех сил старалась аккуратнейшим образом сделать уроки, но никогда не блистала успехами в учебе.  Наоборот убеждалась, что с неба звёзд не хватаю, и учителя подтверждали мою посредственность соответствующими отметками.
Как раз этот период, когда я не знала, что можно просто поваляться в постели с книжкой, не имеющей отношения к школьной программе, или повертеться перед зеркалом, примеривая мамины туфли на каблуках, удачи обходили меня стороной.
Но с самого первого момента, я помню как тянуло меня к людям. Магнитом, сильнейшим притяжением я ощущала желание быть среди гостей, приходивших к моим родителям – слушать, разглядывать, хотя бы украдкой. И это были впечатления, запомнившиеся ярко и многогранно. Но среди взрослых мне не разрешали крутиться. Не было принято детям находиться среди взрослых. 
 Конечно, моя комната, с потрёпанным одноухим мишкой, всегда ждала меня. Но, может быть, одиночество, с которым я позже познакомилась очень подробно и близко, было вынужденной необходимостью с детства? Мне хотелось привлечь к себе внимание, но гнев отца остужал это желание, и оно как улитка сворачивалось и превращалось в крошечный комочек, покрытый панцирем.
Я была творческим человеком в детстве, и вокруг меня были способные дети. Это не воспоминания, а факты, в которых я убедилась через десятилетия….
Общение с подругами не приветствовалось ни дома, ни в школе. Если я дружила с мальчишками ( а я дружила с мальчишками), то такую, как я, называли «мальчишница». Причём звучало это слово грубо, сурово и унизительно.
А однажды дома разгорелся скандал…. Уже в старших классах я часами пропадала у подружки, которая умела шить. До сих пор я не знаю, откуда она, пятнадцатилетняя девочка, умела так здорово шить? Наверное, её мама шила.
С раннего утра, когда её родители уходили на работу, можно было прибежать к ней, прихватив с собой настроение из пушистой зимы, которая всегда была около её дома, или веточку ранней весны в виде состояния счастья знакомого нам только, когда мы молоды.
Там, в этой солнечной комнате, не было уроков шитья, но там кроили, чертили, примеривали, шили. Девочки старше меня, работали над посадкой рукава к уже скроенному жакетику, над манжетом блузки. Я крутилась среди подружек мастериц,  вдохновляла и восхищалась результатами их творчества. Мы и не думали учиться танцевать под песни Муслима Магомаева, просто включали гибкую пластмассовую пластинку и дышалось свободно и весело….
Прибегая по снежной тропинке домой, как воришка, я не успевала убрать квартиру к приходу родителей с работы, а это была моя обязанность номер один. Вторая обязанность – это уроки. Не очень  - то способная, ничего не хватающая на лету, я совершенно «скатилась» в успеваемости. Меры были приняты!  Мне запретили бегать  к подружке, где мы дышали свободно и легко, весело пили чай с прозрачными ранетками, учились завивать бигуди и красить ресницы….
Каждый по – разному реагирует на запреты. Кто – то спорит, ссорится, бунтует, настаивает на своём.
Я не спорю и даже не думаю бунтовать. Факты смотрели мне в лицо -  с ними не поспоришь. Я не из тех, которым везет.  Может быть и есть такие, кто не учил этюд до умопомрачения, а он у него блестяще звучит…. Нет, это не я!  Мои успехи высчитаны, продуманы, спланированы. Это даже не успехи, а победы.
За окном была метель. Именно в марте, когда все ждали весеннего тепла, зима не сдавалась. Я возвращалась из музыкальной школы, меняла папку с нотами на портфель с учебниками и шла в школу. По инерции я ещё несколько лет хохмила, балагурила на уроках, но всегда  это вызывало негодование учителей. Не только на уроках, но и на школьных вечерах, я встречала осуждающий педагогический взгляд, и шутки мои собственные или моих одноклассников начинали казаться глупыми, а сама я себе вульгарной.
Через годы мне скажут, да я и сама пойму, что у меня нет чувства юмора….  У девочки шалуньи, у веселой придумщицы и фантазерки полностью исчезнет понимание шуток и желание шутить. Я всю жизнь буду останавливаться неподвижным взглядом на человеке, который будет рассказывать мне анекдот или смешную историю.  
Школа была закончена, этюды и сонаты выучены, аттестат получен…. И вот однажды, мне было тогда лет девятнадцать, я увидела в зеркале старуху. Не в веселую бабусю, которая поёт частушки, или рассыпает сказки, шутки – прибаутки, а  старую одинокую женщину.
 «Средь шумного бала», праздника, веселья, мне было так холодно, что ледяные ноги в изящных туфлях из крокодиловой кожи, превратились в культяпки…. Казалось, что ступни мои ампутированы. « Почему я не такая как все? Почему мне не весело? Почему я не танцую?»
Кто – то разговаривал со мной, пытаясь  перекричать первомайский оркестр, но я глохла от гробовой  тишины, которая была внутри меня.
Никто не замечал моего ухода с этих праздников. Я не знала, почему мне плохо. Может быть потому, что всё прыгающее от радости вокруг меня, было фальшиво, лживо и поэтому подло?
И вот так остановившись на перекрёстке, где закончилась юность с её трудностями и  экзаменами, я осталась совершенно одна.
Все разъехались, разошлись по своим жизненным маршрутам. Мне хотелось вернуться в школьный коридор, и рассказать о себе…. Или подняться на школьную сцену и сыграть на стареньком пианино ноктюрн Шопена. Но здание школы было чужим, и даже улица по которой мы бежали стайками, не узнавала меня.
Из под ног уходила земля, на которой я выросла, получила образование и профессию.
Культ личности Сталина был разоблачен, но правда не торжествовала. Булат Окуджава пел песни, напоминавшие баллады, и его друзья тоже взяли гитары в руки,  и тоже начали петь нам то, что было у них в сердце. Искренность согрела очень многих.  До сих пор люди рассаживаются вокруг костра и слушают всего четыре аккорда, которые поддержали меня в тот период, когда мы не поднимали друг на друга глаз....
Реальная жизнь не давала надежды на светлое будущее, волны скептицизма в обществе были настолько высоки, что остаться живым в этой пене разочарования и горя не представлялось возможным.
По жизненной роли я была молодой женщиной, мамой дочери, а чувствовала себя оцепеневшей от окриков, на которые не скупилась реальность.
Было принято ходить в кино. Все без исключения покупали синенькие билетики,  с указанным местом и рядом в кинозале. В городе, даже небольшом, было несколько кинотеатров, и фильмы, неизвестно откуда появлявшиеся ,показывали то, что написал сценарист, поставил режиссер, исполнили артисты.  Композиторы писали музыку к этим кинофильмам, а музыканты исполняли мелодии -  и сегодня мы слушаем их с огромным удовольствием!
«Девчата» с Надеждой Румянцевой и Николаем Рыбниковым жили в добром кино, которое приглашало меня радоваться вместе с ними. Совсем простенькая девочка с экрана дарила мне смелость и желание быть счастливой.
«Дайте жалобную книгу» с изящной Ларисой Голубкиной и Олегом Борисовым, танцующими в заключительной части фильма, очаровали меня музыкой и словами песенки:
 «Добрый вечер! А что это значит?
 Значит день был по доброму начат,
Значит день был по доброму прожит,
Он умножит счастливые дни….»
Я чувствовала, что этот фильм расколдовывает меня, выводит из холодного мира, в котором я превратилась в тоскливое существо.
Все создатели фильма «Дайте жалобную книгу!» трудились над тем, чтобы помочь мне в тот период, когда кончилась, так называемой победой, война, а радости в душе не было.
Анатолий Папанов, Рина Зеленая, Юрий Никулин, Николай Крючков, Зоя Федорова, изумительная Лариса Голубкина и симпатяга умница Олег Борисов пришли в мою жизнь, чтобы сказать то, что я не услышала в реальной жизни.
Операторы Владимир Нахабцев и Анатолий Мукасей, сценаристы Александр Галич и Борис Ласкин – это личности, талант которых я почувствовала, не зная ещё тогда масштабов их дел в кинематографе.
  Анатолий Яковлевич Лепин (настоящая его фамилия Лиепиньш) рижанин, пригласил Ларису Израилевну Мондрус  исполнить песни, которые очаровали меня. Кстати Анатолий Лепин сочинил музыку и к «Карнавальной ночи» и к «Девушке без адреса»….
Уберите музыку из этих фильмов? Разве можно представить себе «Карнавальную ночь» без музыки Анатолия Лепина?
 Джаз - оркестр Эдди Рознера сопровождал эти фильмы.
Я не знала тогда, что люди, создавшие песню «Добрый вечер! А что это значит?» прошли жизнь с испытаниями, которые не сломили их. Я читаю о жизни Эдди Рознера, и поверить не могу, что этот элегантнейший талантливый музыкант, с великолепными данными и серьёзным музыкальным образованием, прошёл войну, а в 1946 году был арестован и на десять лет сослан на Калыму….  В 1954 году он был освобождён,  и уже в 1956 году оркестр Эдди Рознера  слушали миллионы поклонников его таланта в фильме «Карнавальная ночь».  
Эти даты и факты удивительных биографий я узнала намного позже, а тогда в 1965 году я видела легкую, невероятно обаятельную Ларису Голубкину, танцующую в зале ресторана, который она сама создала. Все участники это великолепного фильма говорили мне с экрана: «Живи! Не жди никакого приглашения к жизни!»
Софи Лорен  в этом же 1965 году, может быть чуть позже, пришла в мою жизнь в «Браке по итальянски». Она сказала правду о жизни женщины, которую я не могла знать. По понятиям, которые я получила в семье, ни один мужчина не подходил мне. И вдруг этот «Брак по – итальянски». Мы восхищались! Чем? Унижением главной героини перед мужчиной, которого она хотела заставить быть отцом его же собственных детей?  Мы восхищались правдой!
Больше я не верила глупостям, которыми меня продолжали кормить. Великая Софи Лорен с Марчелло Мастроянни научили меня смеяться над собой и выходить из парадоксальных ситуаций, а не сдаваться и опускать руки.
Я научилась смотреть в лицо трудностям:  

«....Быть как стебель, и быть как сталь
В жизни, где мы так мало можем….
- Шоколадом лечить печаль,
И смеяться в лицо прохожим!»

Эти строчки мне подарила Марина Цветаева, а вместе с ними и чувство независимости – самый главный подарок в моей жизни.
Я обрела свой тон, стиль, походку!  На меня оглядывались на улице, ко мне навстречу шли друзья.
Началась настоящая жизнь с любовью, увлечениями, разочарованиями, страданиями. События  в реальной жизни были прекрасными и ужасными. Всё было так, как должно быть!
И сегодня, когда в толпе большого города вы увидите яркую девушку, с прекрасными изумрудными глазами, на хипповый наряд которой оборачиваются прохожие, знайте, что это моя внучка с друзьями и с музыкой идёт по этой планете и дарит ей свою красоту!