27.02.2011

Вот мы и встретились

Вот  мы и встретились на перекрестке темном,
Я с бедой, а они тут как тут…
Ветки острые, скользко, сыро.
Меня здесь унизят, сломают, сомнут.

Гниль  смеётся – конечно, кто я?
Во что одета? Как я смотрюсь?
Ну что, вы довольны?
Я плачу горько
И наконец-то я вас боюсь.

Вы делали все, чтобы я сломалась,
Старались очень  враги и «друзья»...
Ну а теперь, будьте спокойны -
Мне горько надолго. Да – это я

Бреду по оврагам. Собаки худые
За мной волочатся и тихо скулят.
Наряд мой из боли, ни сил нет ,ни воли.
Я спрятала в тайну мой смех и твой взгляд.

Я их сохранила, и даже намеком
Не будут видны мой характер  и мысль.
Обрывок из песни, кусочек из сказки,
Отрывок мечты – это тайная жизнь.

Однажды давно, в таком же вот  горе,
Ко мне прислонилась девчушка во сне.
Сидела она и меня обнимала -
Я ей рассказала об её же мечте.

Она появляется снова и снова
И молча, упрямо любит меня.
Она в меня верит! И время проверит
Кто победит - беда или я.

Ночью сотку красивые ткани,
Усталые пальцы под утро болят.
А кто-то упрямо меня не оставит -
Я чувствую сильный, уверенный взгляд.

Меня он поднимет из пыли и грязи,
Прижмет, но не тело, а душу мою...
Мне жутко ужасно, но я убеждаюсь,
Что взгляд этот сильный я очень люблю.

26.02.2011

Запомнить всё.

Запомнить всё, не ошибиться-
Так важен жест, и взгляд, как стон...
На сцене может текст забыться-
И страху ты не скажешь: «Вон!»

Он  мрачно бродит, заставляет
Учить слова, ворчит... и вновь
Тебя как - будто проверяет
И входит в нервы, в плоть и в кровь!

Идешь по улице, бормочешь,
Прикрыв глаза, ты видишь текст.
И даже отдохнуть не хочешь -
Слова упрямы, как протест!

Без грима и без декораций
Сидишь в углу - зубришь слова,
И ищешь нужных интонаций...
Горят глаза - это сова,

Она, ночной экзаменатор:
«Не спи! – кричит - ещё не всё!»
Ей я устало улыбаюсь,
И тишину мне ночь несёт...

Сейчас, на фоне темно-синем,
Мой текст со звёздами звучит!
И страх на время отступает,
Со мной Искусство говорит.

Заполнят зал, меня полюбят,
И правды сильная рука!
Судьба артиста-выступленья,
И жизнь на сцене нелегка!

Но занавес поднимет Время,
Оркестр, свет прожекторов!
И я открою двери Чуду,
Оно придёт из добрых снов.

Смотрю в глаза, и пониманье,
Как птицы чуткие в лесу!!!
И не заметит добрый зритель,
Что текст тяжёлый я несу.

25.06.08 ночь.
  

Любимцы публики

Нам много и часто рассказывают, что загорать вредно.  Все знают, что солнечные лучи не безобидны –ожог, облучение….  Эта тема постоянно подается и изучается.
А вот про оголенность души, точных указаний нет. Известно, что юность  очень ранимый период. Ещё старость беззащитна…. И всё! А что с остальными? А в тридцать лет человек не чувствителен к насмешкам, например? Или в пятьдесят лет легко переносится предательство?
Раздеться перед публикой, в прямом смысле этого слова, совсем не просто. Балерине, выходить на сцену с голыми ногами, руками и спиной…. Мы все знаем, что пуанты – это не домашние тапочки. Иногда пальцы ног артистов балета превращаются в мясо….
А душа? Кто-то же должен быть тамадой. Вот и выбирают человека, способного веселить народ. Тот, кто был в этой роли хотя бы один раз, знает, что это такое. Сидит перед тобой группа, а иногда толпа народу, и нужно их развлекать. Для многих эта деятельность – страшный сон. Но кто то же должен быть тамадой!
Масса случаев, конфузов, печальных и трагических историй можно рассказать о людях, которые по роду своей службы обязаны «раздеваться» перед публикой, чтобы заинтересовать её и не разочаровать.
Преувеличенность в выражении эмоций, блеф  – это условие для успеха на публике. И вот тут то начинаются проблемы… Кто-то относится снисходительно и великодушно, кто – то радуется вместе с тем, кто из кожи вон лезет, только бы развеселить народ. А кто-то холодно критикует… Есть ещё и те, кто мешают. Помешать выступающему очень легко – он беззащитен!
Сати  Спивакова в своей книге «Не всё», описывает случай, который произошел во время концерта её мужа, Владимира Спивакова, в Америке. На огромной сцене он, исполняющий соло в произведении И.С.Баха, получил удар в живот… пластиковая бомба, разорвалась ярко –красной краской на белоснежной рубашке музыканта. Он был уверен, что  ранен, и что хлынула кровь!  Многие описывают этот случай, восторгаясь мужеством великого музыканта, который не среагировал и продолжил своё выступление в Корнеги – холл. Великий Владимир Спиваков, великий Иоган Себастьян Бах, тысячи зрителей … и все беззащитны перед тем, кто решил помешать.
Но есть ещё один аспект, о котором стараются не говорить: близкие люди, как они относятся к тому, кто «оголился» перед широкой публикой?
 Мы знаем, что многие знаменитые и великие артисты, живут в одиночестве. И одна из причин – не хотят слушать комментарии от близкого, но непонимающего человека. Они предпочитают зайти после выступления в пустой дом, принять ванну, поужинать дома или в ресторане и отдыхать. На выслушивание глупостей нет сил.   
Немногие знают то, что я сейчас скажу: сорок восемь часов после выступления, человек находится в таком обостренном состоянии чувств, что любая критика или саркастическое замечание воспринимается им, как нож в сердце. Тот, кто «оголялся» в своих чувствах и в поведении – на сцене, или просто при гостях в привычной компании, не может вынести даже утонченной иронии или просто равнодушного холода.
 Каждый «оголившийся» на публике спрашивает себя: «Как я был?» И ответ его самому себе не объективен. Он критикует себя, даже в случае большого успеха.
Есть описания выступления известного пианиста Станислава Рихтера, который раскланивался перед, аплодирующей стоя, публикой, принимал букеты цветов, проходил к выходу через коридор поклонников ….  заходил с черного входа опять в здание, где он выступал, и начинал ,как он говорил: « работать на ошибками». Т.е. только он знал, где он исполнил не так, как хотел, и он тут же, после тяжелого концерта, начинал работать, чтобы ещё что – то подшлифовать.
Критика людей, не разбирающихся в искусстве и в психологии выступающего, подобна камню, брошенному в птицу.
Совсем недавно я по – новому для себя прочитала притчу, которую позволю вам подать, как пример непонимания ситуации, возможно, что и шокирующей:
«Давид  и Мельхола превратились в чужих людей. Библия приводит эпизод, который положил конец их любви. По иронии судьбы это было празднование по поводу возвращение Давида из военного похода в Иерусалим.

В порыве радости он плясал безудержно, почти неистово, перед глазами тысяч подданных своих.

Наблюдая всю эту сцену из дворцового окна, Мельхола почувствовала отвращение к зрелищу, которое устроил царь в своей несдержанности. И когда царь вернулся, она встретила его с холодным сарказмом: " Как отличился сегодня царь Израилев, показав себя сегодня…, как показывает себя "чернь"".

Было ли оправданным испепеляющее замечание Мельхолы?

 Действительно ли Давид вел себя так, что принизил величие своего статуса?

 Возможно, вне зависимости была права или нет Мельхола, её бестактная критика привела к вспышке бешенства Давида, в его великий день победы.

 Данное замечание Мельхолы стало началом трагедии.
" Пред Господом, который предпочёл меня отцу твоему и всему дому его, плясал я!"

Слова Давида никак не были связаны с сущностью критики Мельхолы. Так поступают многие из нас, когда подвергаются критике. Он "рубанул с плеча", ударив в самое больное место Мельхолы (отвержение Богом её отца и последующая его смерть вместе с тремя её братьями от рук филимтимлян).

И в следующем стихе библии сказано: " И у Мельхолы, дочери Сауловой, не было детей до дня её смерти". Почему здесь говорится о бездетности Мельхолы?

Вероятно после столь жестокой перепалки – вполне могли быть и другие – Мельхола и Давид больше никогда не вступали в близость.

Момент, затронутый в Библии, сегодня столь же актуален, как и за тысячу лет до нашей эры.
Находясь в гневе, мы склонны делать крайние и неразумные замечания».
(«Слова, которые ранят, слова, которые исцеляют»). Иосиф Телушкин

У мудрости древних притч есть чему учиться. Но меня поразила и то, какой тонкий аспект нашей жизни поднимает эта история.
Если мы подумаем, то возможно поймём, почему так много детей бросило занятия музыкой, танцами. Почему мы не хотим, даже умея, читать стихи, сочинять, рисовать, танцевать, петь и т.д. - «оголяться» перед чужими, а иногда и перед близкими людьми.
Артистическую натуру надо понимать! И воспринимать её такой, как она есть. Но и этого не достаточно. Нужно знать, как хрупок и беззащитен тот, который подает себя героем и любимцем публики.


Какой-то странный силуэт
Всё время в отдаленье…
И в дождь, и в холод, и в жару
В бессмысленном мученье.

И взгляд его давно проник
В дела, и в мысли, в чувства,
Он, сгорбившись, всегда стоит,
И без него мне пусто.

В зелёной завади пруда-
Он здесь повсюду и всегда...
Я уставала, шла без сил-
Он на руках меня носил.

Сейчас ты, странный силуэт,
Всё время в отдаленьи...
И в дождь, и в холод, и в жару
В бессмысленном мученье.


25.02.2011

Проходят счастья и ненастья.
Промчится ночь, расстают дни...
И остаются, как созвучья,
Воспоминания мои.

То вдруг приходят, как обычно,
Рассевшись в кресле, говорят,
Или за книгой, так привычно.
Уроки скучные зубрят.

А краски весело рисуют,
Окутывают теплотой,
Как много было счастья в детстве!
Без меры много мне одной.

Потом  в бессонницу влетают
Тоска, тревога, страх и мрак.
Мечты на время затихают
Да, страх покою всегда враг.

Но мерное сопенье детства
Я слышу рядом – и пою
Ту колыбельную простую
Про юность светлую мою.

Прогулка на просторах Времени (Глава - 1)

Посетить просторы Времени…. А вдруг оно скажет, что я уже стара, или, что  скоро умру?  Думала, гадала, взвешивала долго! Но всё – таки решилась отправиться в путь.
Прошлась по дворам своего Детства. Вечером всей семьёй сидим около радио,  зелёный глазок его включался вместе с голосами артистов, музыкантов, дикторов. Сказки по радио, театр у микрофона… Смешными красками мы рисовали из картона экран и сцены из услышанных спектаклей.
Время смеялось и радовалось вместе с нами!  В подвальном помещении мы нашли комнату, заваленную  хламом и мусором, и превратили её в наш театр. Маленькое окошко старалось изо всех сил дать нам свет и вдохновение… Профессия артиста в десять лет, почему – то кажется очень интересной, и самое главное лёгкой. Сегодня я думаю, что актёрская профессия очень трудная.
Пушистые сугробы, в которых мы строили лабиринты. Зимнее царство не скупилось на красоты! Но нужно было паковать вещи, и взять всё необходимое из Детства. Характер, хоть и тяжёлый, но пришлось тащить на себе всю жизнь! Сбросить его не удавалось никогда.
Наивность  затерялась  со Временем, хотя долгое время была рядом…
В пятом или шестом классе, на школьном вечере, ко мне подошёл мальчик и пригласил танцевать. Первый танец запоминают все! Я не была уверена, что он подошёл именно ко мне, потому что его косоглазие, мешало нам с подружкой правильно понять: кого же он приглашает?
Но, к нашему удивлению, он пригласил меня. И сразу же сказал, что хочет проводить меня домой.  «Всё! – сказала я себе – Мне волноваться в жизни нечего! Я пользуюсь успехом!»
Состояние счастья светящимся чувством открылось в моём сердце, и я решила относиться к себе серьёзно.
Каждый человек начинает всё с нуля. И несмотря на то, что мы рождаемся в мире, полном открытий и достижений,  каждый из нас проходит свой путь от первобытного человека до Моцарта, от ребёнка до взрослого человека.
Отчётливо помню, что уверенность в себе я кроила и шила сама. Ошибки, падения, разочарования, страдания превращались в опыт, и он помогал понимать непостижимые повороты в жизни.
Юность пришла как раз во Время! Детской инфантильности я никогда не любила, она была не в моде, и поэтому рано поняла, что за всё происходящее ответственность на мне. Выбрала себе тональность в поведении, и те, кто знали меня, помнят эту тональность.
  Никогда рядом со мной не было ни одного бездельника, прохиндея, лгуна, предателя – моя жизненная тональность  не пропускала их  в мою жизнь.

Мы с моей Юностью пошли по коридорам Музыки. Из каждого окна доносились пассажи на трубе, арпеджио на арфе, гаммы на скрипке и мелодии флейточки.
Я вошла в класс, где мой учитель открыл передо мной ноты единственного концерта, который написал А. Скрябин. Ля – минорный концерт Скрябина! Но путь к нему был не простой и не быстрый. С детства, самым прилежным образом, я выучивала каждое упражнение, этюд, сонату, прелюдию. Вы, наверное, думаете: «Ну вот, опять она про свою музыку…»
    А  я всегда думаю так: если в каждый дом занести пианино, и заставить  учиться музыке всех людей на планете (есть такие, которых и заставлять не надо), то в мире прекратились бы войны!
Время меня подгоняет и торопит, но я всё – таки расскажу фрагмент из своей Юности, прежде, чем продолжу путешествие по Жизни.
Идём мы с моей Юностью на репетицию. Как сейчас помню, что  утром мой учитель выгнал меня с моей Юностью с урока, и грозно приказал нам явиться ещё раз в пять часов вечера, и тогда он решит, что с нами делать. Аккорды, которые Скрябин сочинил,  были далеки от совершенства в моём исполнении.
Мы с моей Юностью, конечно, расстроились, но это не помешало нам быстренько скроить и сшить простенький ситцевый костюмчик на вечер. А вот босоножки были не простенькие, а высший класс!
Мы с моей Юностью  приближались к старинному зданию, с чугунными винтовыми лестницами и огромным концертным залом, музыкального училища, и синенькие цветочки на ткани моего костюмчика улыбались каждому встреченному у нас на пути молодому человеку.
- Девушка! Можно Вам задать вопрос? – услышала я рядом голос необыкновенной красоты,  повернула голову и ….
Передо мной стоял невероятно элегантный молодой человек в белом костюме, а за его спиной на круглом киоске была приклеена афиша ансамбля «Орэра»!!!
Как и тогда, в пятом или шестом классе, когда мальчишка с серьёзным косоглазием, пригласил меня на танец, но я не могла поверить, что он выбрал именно меня, а не мою подружку, так и теперь: я оглянулась по сторонам,  думая, что этот принц в белом костюме с безупречной стрижкой и улыбкой во всё лицо, ошибся и обращается вовсе не ко мне. Я не знала на кого мне смотреть: или на принца или на его фотографию на афише!
- Я хочу пригласить Вас  на свой концерт вечером – галантность его поведения не берусь описывать, и мой восторг невозможно было спрятать.
Он протянул мне два билета, и спросил: приду ли я?
Не отрываясь от его прекрасных глаз, я скороговоркой пролепетала, что у меня очень важная репетиция, которую пропустить нельзя ни под каким предлогом. Он настаивал, но я даже с собой этот вопрос не обсуждала.  Принц принцем, но не явиться на назначенный урок,  было недопустимо в моё Время.
Он смотрел мне в след, и, наверное, подумал: «Ничего в ней нет, а я всё гляжу, глаз не отвожу!»
С грустью, я почувствовала, что Юность оставила меня в этот момент. В одно мгновенье я превратилась во взрослого и, к сожалению, слишком серьёзного человека.
Надменность с Ветром говорила,
Корила за несдержанность.
Она его уму учила:
«Порывы надо сдерживать!»

Обида на Тепло сердилась,
На радостные лучики,
За то, что солнышко светило
И не боялось Тучи.

А Туча сумрачно твердила,
Что неприлично крутятся
Планеты все вокруг светила
И скромности не учатся.

И Скука тоже подтвердила,
Что слишком уж кокетливо
Смеётся радостное утро,
Кивает всем приветливо.

А Строгость рассердилась даже
На птицы радостный полёт-
Уж слишком смело и отважно
Она о счастье всем поёт.

И растерялись все деревья:
«Нельзя шуметь и шелестеть?»
А ночи просто приказали:
«Все звёзды снять и запереть!»

Насчёт цветов решили также:
«Не нужен свет и аромат,
Их цвет уж слишком вызывающ,
Он в очень многом виноват!»

И вот явилась вся Природа
С поклоном к Счастью, к Доброте
Спросила: «Как же мне не думать
О радости и красоте?

Что мне ответить моим детям?
Как жить им? Как себя вести?
Ведь сумрачного отупенья
Нам просто не перенести!

Не можем мы без пенья утром,
Без смеха звонкого реки!
Наши стремленья и желанья
К любви, уж слишком велики!»

Забушевало всё в природе,
Поднялся страшный шум и гам!
И появилась тогда Радость,
Сказала: «Вас я не отдам

В завистливое заточенье,
В ущелье злобы и тоски,
Могу я умереть от горя,
Уже и так белы  виски».

Услышав эти речи, Мудрость
Не удивилась ничему,
Сказала: «Все века убогость
Не понимала что к чему.

И объяснить ей невозможно
Зачем мечты и почему?
И отчего страдают, плачут,
Смеются, ошибаются,

И отчего бывает многое
Совсем не получается.
И почему в ненастье дождик
Приводит тихую печаль -

Её величество на крыльях
Уносит в трепетную даль…
Где замирает всё живое,
Где только сердца стук и стон

От радости и от восторга,
И счастья слышен дивный звон!»...
У Мудрости есть друг прекрасный,
Он очень тонок и умён,

И дарованием огромным
Давным-давно он наделён -
Спасает он от ссоры, злобы,
Даёт веселье красоте,

Вселяет силу в самых слабых
И учит глупых доброте.
Зовется друг тот очень просто-
Не царь, не бог, а Юмор он.
И если вам живётся плохо,
Он выпроводит горе вон!

От Грубости и от Безделья
Расставит тонкие шипы
И защитит мои стихи он
От тех, кто навсегда тупы.

Сопровождает он по свету
Всех, кто подружится с добром,
Ему мы вместе с солнцем, светом
Гимн благодарности поём!

1985 год