26.03.2011

Воспоминания моего отца (Глава -31)

Санинструктором мне выделили Тосю Гурову из Подольска. Она прибыла в полк со своей подругой Марусей. Офицеры и солдаты понимали, что война продлится не день и не два, поэтому устраивали свою жизнь , в которой были и флирты и ухаживания и любовь. Мы смеялись, разыгрывали друг друга – амурные дела вводили в нашу жизнь шутки, юмор, настроение.

Артиллерия – это умение своевременно прибыть на огневую позицию, подобрать наблюдательные пункты, разведать цели, в положенное время их поразить минимальным числом снарядов.

Что значит, в положенное время прибыть на огневую позицию? Это, главным образом, иметь отличных шоферов. А их у нас и не было….

С замечательным автомехаником дивизиона Ерёминым я жил в одной землянке, поэтому подробно знал все проблемы – даже перегнать автомашины с железнодорожной площадки до Щуровского леса, и то некому было.

По штату шофера были, но чисто формально. Все из заключения  с Колымы.

Люди необязательные, на которых положиться нельзя было.  И вот Миша Эпштейн и Иван Рыжиков и взялись за них. Это была важная и своевременная работа.

За каждым шофёром закрепили офицера, который закончил у автомеханика Гладуна шоферские курсы, прошел практику вождения и соображал в автоделе не хуже водителей.

Ответственность за безаварийность возлагалась на офицера. А ответственность была немалая – сама машина, на ней люди, снаряды и на прицепе пушка с передком. Ради экономии бензина, за автомобиль цепляли по две пушки, а сам автомобиль на жёстком прицепе к другому автомобилю – тягачу.

 Начальником нашего дивизиона был Иван Рыжиков – он ехал впереди, а автомеханик  Ерёмин – всегда в хвосте, и я с ним. Еремин, светловолосый, конопатый мужичёк, автомобилист до мозга костей.  Глазки маленькие, зелёные, как у кошки, шустрые и хитрые. Добряк безграничный! Всё отдаст, ничего себе не оставит. Любил две вещи – автомобиль и спирт. Спирт его и погубил в конце войны, в Румынии. В какие только переделки мы не попадали в поездках с Ерёминым!

Выехал наш полк из Щуровского леса ночью…. Проследовали через деревянный мост на другой берег Оки (мой брат хвалил этот мост – нравилась ему конструкция), и через Коломну, взяли путь на Москву.

У студебекеров на спидометре значатся мили. Одна миля – 1.6 километра. Смотрю у нас с Алексеем стрелка на цифре 90. Ерёмин кричит:
- Мамочка, моя родная! Что они делают!? Это же 144 километра в час! Погубим машины!
Уже совсем светает, летим вперёд, как угорелые, к тому же ещё под гору….
Вдруг завизжали тормоза. Полк остановился. Одна машина перевернулась вверх колесами. Четверо солдат погибли….
Хоронили быстро, машину на буксир.

Команда командира Чигиря: « До первого боевого донесения!» Это относилось к Киншину. Тут же последовал ответ: «Есть, товарищ полковник!»

Это означало, что о гибели солдат донести по итогам первого боя. Ничего не поделаешь – опытного шофера надо готовить десяток лет…

После войны я много ездил на автомобилях и сам перевернулся, кода за рулём сидел шофер первого класса. А мы шли на фронт с мальчишками из Калымы – смелыми, добрыми ребятами, у которых на подготовку к переезду было невероятно мало времени. Почти все из них оказались впоследствии верными своему шоферскому делу. Нагрузка на них ложилась неимоверно тяжёлая.

Всё, что происходило, было для каждого из нас впервые. Совершить столь длительную и ответственную поездку на машинах было совсем не просто.

Как – то отец взял меня с собой в командировку. Поехали мы на легковом автомобиле – газике, самого первого выпуска, с матерчатым тентом. Шофёр, по фамилии Бойко, чтобы получить разрешение сесть за руль, прошёл подготовку той, которую теперь преодолевают космонавты. Принято было беречь автомобиль.

 Сам собой родился шоферский обычай – всегда остановиться, если водитель видит на дороге машину не на ходу. Спросит что случилось, поможет, отдаст последнее, поделится бензином.  И делалось это с желанием, с проявлением товарищеской заботы.
Вот и мы с Ерёминым, тормозили у остановившейся машины и не следовали дальше, пока не убедимся, что всё в норме.

Автоколонна нашей бригады растянулась на несколько километров. К полудню мы должны были достигнуть столицы.

Комментариев нет: