21.03.2011

Воспоминания моего отца (Глава -22)

Мы беспокоились о моём старшем брате, Сонина семья – о родственниках, находившихся в Минске, который уже бомбили фашисты. Тревога была не пустой и не напрасной – мы себе и сотой доли не представляли о масштабах наступившей беды.

От многих тысяч беженцев из Польши, которые бежали в 1939 году через Украину, все знали, что от фашистов добра ждать нечего.

Но все, кроме моего отца, сходились на том, что война продлится не более двух недель: Буденный и Ворошилов сядут на коней, возьмут свои острые сабли, и враг будет разбит или выдворен. Так мы все были настроены после множества прослушанных лекций о могуществе советской армии. Мы были воспитаны на песнях и кинофильмах довоенного времени…

Мой отец утверждал, что война продлится не один год, и надо думать об отъезде. Но куда? В Москву к дяде Юе? В Свердловск к Хаиму Окнеру? Папа был болен и не решался на срочные действия.

После целого месяца тяжелого, круглосуточного труда в совхозе по спасению урожая хлеба, мы студенты вернулись домой. Сонины родители оставили свою квартиру и перебрались к сыну на улицу Бородинская, т.к. их дом на Ленинградской улице находился в зоне бомбёжки моста через Днепр.

Последовала новая команда студентам – все на рытье противотанковых рвов.
Десятки тысяч людей вручную, своими руками рыли канавы. Так длилось пару недель до начала августа. Вдруг, во время этой работы, я увидел соседского мальчугана Сёмку Дашевского. Он принёс папину записку: «Сынок, срочно приходи, мы уезжаем…» Я тут же обратился к институтскому начальству, и мне сказали, что поступила команда завтра эвакуироваться институту в город Ставрополь. Организованного передвижения не будет, каждый должен добираться самостоятельно.

Я помчался домой! На вечер была назначена погрузка в вагоны. Нас, как семью офицера, отправляли в первую очередь.

Побежал к Соне, знал, что они задерживаются в городе ещё на несколько дней.
Те пару часов, которые мы могли выделить на прощание, пролетели мгновенно.
Моя девушка была уверена, что мы расстаёмся навсегда. Мы с ней случайно не попали в число миллионов, которые погибли в войну.

Моросил дождь, город был наглухо прикрыт свинцовыми тучами. Последний раз мы прошлись по своему ежевечернему маршруту: С Ленинградской улицы к проспекту Карла Маркса, через Плехановскую, мимо сквера входим в парк им. Чкалова, и вот наша аллея, наша скамейка…. Возвращаемся в остановке трамвая. Я всё помню: её пальто в серо-бежевый рубчик, берет, вишневого цвета платье и бездонные полные тоски и слёз глаза. Осталась одна тоненькая ниточка, связывающая нас – это адрес Розы, жены моего старшего брата. Мы договорились, что оба сообщим Розе о своём местонахождении.
Роза успела выехать с грудной дочкой из – под Риги в Верхнюю Абуту, под Сталинградом.

 Начался отсчёт дней разлуки, испытаний, невосполнимых потерь…

Комментариев нет: