14.03.2011

Воспоминания моего отца (глава -14)

Летом 1932 года меня с сестрёнкой Женей отправили в Феодосию в пионерский лагерь. Весь пассажирский вагон заняли только дети и двое или трое взрослых, сопровождающих из числа родителей.

Мама и папа проводили нас до перрона. Чемодан я сам внёс в вагон. Провожали нас, как взрослых. Первая самостоятельная поездка поездом на море. Харчи на дорогу у каждого были свои. Нам с Женей нажарили котлет целую гору. От нас до Феодосии одна ночь езды. Тогда мне феодосийский вокзал, набережная и здание санатория показались огромными, величественными.

Через срок пять лет я с женой побываю в этих местах. Всё смотрелось карликово –куцим…. А ведь ничего не изменилось!

А тогда…. Мы обгорели и объелись зелёного миндаля. С Женей мы находились в разных отрядах, я то и дело бегал к ней – беспокоился, переживал. Мне приходилось вступаться за сестру, иногда и мутузить её обидчиков. Отдых мой не был полноценным, но с задачей я справился. Успевал даже с друзьями сбегать из лагеря в порт, в галерею Айвазовского, на Лысую гору, ловили крабов…

Вроде я располагал какой – то денежной суммой, так как мог покупать у местных татар фрукты для себя и сестренки.

Через месяц родители нас встречали на том же перроне. Было отмечено, что я справился с поручением.

Оздоровительная компания охватывала в те годы всех детей. В городском парке разбивали пионерлагеря, площадки. То же самое делали и во дворах. В соседнем дворе с нами был детский санаторий. Влезешь на забор и смотришь, как проходят все мероприятия. Помню, как в этот дворовый санаторий приехала мать болгарского коммуниста Димитрова. Маленькая такая старушка, выступала перед детьми.

Незаметно получилось так, что моей стихией стал Днепр. Как я научился плавать? Потребовалось, и поплыл. Все мальчишки плавали, а мне что оставалось делать?

В каникулы целыми днями пропадал на реке. Мы, пацаны, денег не имели, еду с собой не брали. Накупаешься так, что едва ноги волочишь, а от голода живот подводит.

Это в наши дни дети идут на пляж в сопровождении родителей, после каждого купания их встречают с махровым полотенцем, через каждый час кормят, покупают мороженное, ведут в кино. У нас ничего похожего не было! Идёшь, бывало на речку, переплывёшь на Комсомольский остров. Поможешь какому –  нибудь дяденьке вычерпать воду из яхты, получишь гривенник. И так на мелких поручениях иногда что – то перепадало.

Один старик, по фамилии Миронов, отец председателя областного спорткомитета, иногда давал старый ялик. Можно было в тот момент найти кого – нибудь счастливее меня?!

В продовольственном снабжении  наступили большие трудности. На предприятиях и в учреждениях сотрудникам и их семьям отпускали обеды. На меня была возложена ответственность за их доставку. Семья наша к тому времени состояла из пяти человек -  столько же и обедов. Каждый день добирался на трамвае, стоял в очереди. Выдавали мне первое, второе, третье и пироги. Всё это укладывалось в кошелку: суп в бидон, второе в кастрюльку и т.д. На обратном пути я допускал одну лихость: возле нашего дома, поднимаясь в гору, трамвай не останавливался, и я спрыгивал на ходу, при этом ни капли не разливал.

На нашем хозяйстве, в сарайчике, была на откорме свинья. В доме не переводилась кода, колбаса, сало, ветчина собственного производства.

Многое делалось в нашей семье для повышения продовольственного баланса. Кроме поросят, кормили гусей. Это теперь мы ропщем и смотрим на магазин, как на единственный источник продовольствия. А в те годы не теряли время на разговоры, действовали и небезуспешно – находили выход из тяжелого положения.

У отца на работе торжественно отмечались революционные праздники. Вечером Первого мая или 7 – ого ноября собирались сотрудники с жёнами. Концерт, буфеты, оркестр. А утром детский утренник с подарками в одинаковых бумажных мешочках.

Комментариев нет: