14.03.2011

Воспоминания моего отца (Диалог с Современной Литературой - 2)

 - Ты знаешь, мне кажется,  что 20 –е годы были намного страшнее, чем описывает их твой отец – сказала мне Современная Литература. – Он как-то мягко всего касается, а мы привыкли к документальным страшным картинам истории.

-  Вполне возможно! – согласилась я – Папа в своих рассказах всегда щадил слушателя. Всю войну он прошёл военным фельдшером, мы ещё прочитаем об этом периоде его жизни, и никогда не рассказывал о том, что ему действительно пришлось видеть и пережить так, чтобы напугать слушателя. А пока в Днепропетровске, в Черкассах, он описывает жизнь глазами шести – семилетнего ребенка, каким он был в те годы, поэтому это взгляд субъективный. Мне важно было узнать, что  во времена моих дедушек и бабушек люди мыкались из города в деревню, и опасность войны, погрома или ареста по ложному обвинению – это была их реальная жизнь.

- Фрагмент с арестом и поведением твоего дедушки на суде впечатляет! – наконец – то Современной Литературе что –то понравилось.
- Конечно, эта история войдет в золотой фонд рассказов о нашей семье. Умный, бесстрашный человек, мой дедушка Семён, будет для нас образцом для подражания.
- Не сдаваться в тяжелых ситуациях!
- Это качество очень редкое. Он передал его нам. Но я обратила внимание на другое... – мне хотелось поговорить с Современной Литературой.

- О чём ты? – спросила она
- Когда дедушка Семён ушёл на войну (в рассказе имеется ввиду Первая Мировая война), то свою жену Куню и сына Давида (Дусю) он оставил у своих родителей. Ясно, что большая забота и ответственность легла на плечи бабушки Ривки – и сварить, и добыть, и сшить, и залатать и т.д. А в историю семьи она войдёт как «сложный и деспотичный характер», потому что относилась к снохе строго, наверное….

- Подожди! – захохотала вдруг Современная Литература – Мы ещё все будем учиться у твоей прабабушки Ривки. Не исключено, что скоро времена демократии закончатся, и тогда опять вернётся требовательное отношение взрослых к молодому поколению.
- Я не об этом! – сказала я, отмечая про себя, что Современная Литература не лишена чувства юмора.
- А о чём? – удивилась она
- А о том, что можно тоннами отгружать детям добро и помощь, но из – за характера или даже из-за одного поступка войти в историю, как «сложный и деспотичный характер». Понимаешь?
- На это следует обратить внимание? – спросила Современная Литература.
- Об этом следует подумать… - сказала я

- Но я хотела спросить тебя о другом! Можно? Ты не обидишься?

Из красивых рюмочек мы пли вкусный африканский ликер «Amarula», на этикетке которого был изображен слон, шагающий по джунглям с экзотическими фруктами. Молоко для кофе я покупаю в соседней деревне, поэтому Современная Литература и обратила внимание:
- Вкусный кофе!
- Это из-за молока. – Объяснила я, и сказала, что жду её вопроса и не обижусь, пусть не боится. Она, Современная Литература, несмотря на свою смелость и дерзость, со мной вела себя тактично, но многое в рукописи моего отца ей было не понятно, также как и мне:

- Как ты осмелилась опубликовывать свои сочинения и историю семьи в частности? – она настороженно смотрела на меня, явно боялась обидеть.

- Программа! Компьютерная программа дала мне возможность опубликовать то, что не должно остаться в ящике моего стола.

- Ты имеешь ввиду программу, исправляющую грамматические ошибки?

- И стилистические! Без этой программы, я бы не решилась на выход в интернетовское пространство. Но главное не это! А то, что я всегда восторгалась своим отцом – это был удивительный человек, поверь мне…

- Дай Бог, чтобы мы оставили своим детям истории из нашей жизни в записях – согласилась Современная Литература – Когда твой отец написал эту книгу воспоминаний?
- Тридцать лет тому назад. В ночь, когда у него родился внук, он начал писать воспоминания, которые потом прочитают очень многие.

- А почему ты не изменяешь стиль? Ты же могла бы взять его рассказ за основу, и создать что-то более интересное! – Современная Литература шла по вопросам, которые я задавала уже себе.

- Это портрет моего отца. Его речь… Я слышу его голос. Это был человек неповторимый в своих качествах и очень любимый мною. Пусть всё останется так, как есть.

Комментариев нет: